Наша жизнь соткана из отношений. Вся эволюция живых систем происходит через них – как внутри нашего организма, внутри нашей системы, так и во внешнем мире мы тоже непрерывно находимся в отношениях. От их качества, от того, насколько мы научимся их формировать, зависит все в нашей жизни.
На уровне реализации отношения могут выглядеть по-разному, но внутренняя основа этих процессов носит общий характер – отношения в команде, с друзьями, в паре – складываются по одним и тем же принципам, по одним и тем же законам, здесь заложена одна и та же психофизиологическая механика.
Проблема №1. Картина мира
Каждый человек по-своему, уникально видит реальность, у нас абсолютно разная интерпретация сигналов из внешнего мира. Считать, что есть некий объективный мир, который мы можем вместе воспринимать одинаково – заблуждение с точки зрения и физики, и психофизиологии. Поэтому первое, что важно понимать для построения отношений – у нас разные образы действительности, разные интерпретации реальности, и для того, чтобы построить взаимоотношения, требуется интегрировать эти образы.
И здесь мы сталкиваемся с проблемами, потому что человек часто отождествляет себя со своим образом реальности, он так привязан к этому образу, что думает, что этот образ и есть – реальность, и себя он тоже воспринимает определенным образом и к этому образу привязан. Чтобы вступить во взаимоотношения с другими людьми, прийти с ними к какому-то общему результату, необходимо обменяться образами действительности. А человек по-настоящему не готов этого сделать – будучи привязанным к своему образу, он не готов менять его, дополнять другими образами, не готов слышать других.
При этом важно понимать, что привязка к своему образу реальности тоже объяснима с точки зрения физиологии – мы держимся за свою картину мира, потому что идентифицируем себя через нее, и вероятность, что эта картина изменится, столкнувшись с картиной мира другого человека, мы можем воспринимать как угрозу жизни. И тогда мы чувствуем страх за свою картину мира и встаем в оборонительную позицию, то есть мы идем в коммуникацию, стремясь защитить свою картину мира, это становится нашей целью, подменяя истинную, изначальную цель коммуникации – прийти к общему результату.
Эволюционная дилемма
В эволюционном процессе сложилось две тенденции:
1. Воспроизведение себя, выживание и адаптация. Чтобы я мог выжить, моя система избирательно воспринимает реальность и фокусируется только на тех сигналах, которые способствуют моему выживанию. Цель определяет восприятие, поэтому у всех нас уникальная индивидуальная картинка. У каждого из нас свой взгляд на мир, свой образ реальности, за который мы держимся, потому что он помогает нам выживать.
2. Взаимодействие с другими. Основной движущей силой в эволюционном процессе всегда было сотрудничество – выживали те, кто умел объединяться вокруг общих целей. Для нас эволюционно выгодна стратегия объединения с другими, мы чувствуем это интуитивно и нас тянет налаживать связи и контакты с другими людьми, поэтому для нас так важны отношения.
В результате у нас возникает дилемма: с одной стороны, мы стремимся к коммуникации, к объединению, потому что через этот механизм мы развиваемся, с другой стороны – страх за свою картину мира, за потерю самоидентификации мешает нам в коммуникации с другими людьми.
Проблема №2. Эмоциональный блок
В нашей культуре, к сожалению, табуированы сложные чувства и переживания. Мы все время должны быть счастливым, а если мы чувствуем боль, например, – это неправильно. Раздражение, гнев, вина, стыд, страх, зависть – все эти чувства «неправильные», желательно, чтобы у нас все было прекрасно. Такая культура позитивного мышления (сейчас даже появился термин «тирания позитива») небиологична.
С точки зрения психофизиологии можно представить двоичный код – единицы и нули: 1 – положительные переживания и подкрепления, 0 – отрицательные переживания и подкрепления. Чтобы система была живой, важно использовать и положительные стимулы, и отрицательные. Если вырезать нули, система утратит смысл и перестанет быть живой. Однако в нашей культуре есть такие убеждения – «мальчики не плачут», «испытывать негативные чувства неправильно», «быть уязвимым неправильно». И мы уже привыкли подавлять в себе эти чувства, избегать их, не давать им права на существование, мы боимся их ощутить и иметь с ними дело, не хотим их чувствовать. А в коммуникации эти чувства возникают неизбежно, особенно если мы держимся за свою картину мира. В результате мы не можем воспринять образ действительности другого человека – мы или уходим в защиту (или нападение), или блокируем свои негативные чувства и чувства партнера по коммуникации. Тогда блокируется сам процесс коммуникации, обмена образами реальности не происходит.
То есть сбой в коммуникации происходит по двум причинам:
1. У нас разные картины мира, и из-за того, что каждый привязан к своей, нашей целью в коммуникации становится доказательство своей правоты и воздействие на партнера.
2. Разные чувства, в том числе негативные, которые мы испытываем и воспринимаем в процессе коммуникации, кажутся нам неуместными, мы не хотим их чувствовать. То есть нашей целью становится стабильность и комфорт, другими словами – отсутствие изменений и отсутствие переживаний.
Что делать?
- Осознать, что любая коммуникация связана с расширением образов действительности, с интеграцией этих образов
Если посмотреть на коммуникацию с точки зрения ее результата, становится очевидно, что для того, чтобы система пришла к общему результату, важно, чтобы на первом этапе участники коммуникации поделились образами своей действительности. Эти образы равноправны, среди них нет «правильных» и «неправильных». И если мы хотим получить результат вместе с другими людьми, нам придется дополнить свою картину мира картинами этих людей, разместить их образы действительности в нашем общем коллективном поле сознания. Этот шаг очень важен. Признать, что картинки разные и что только за счет обмена возможно обогащение моей картины и нашей общей.
- Научиться проживать негативные чувства и переживания экологично
Интеграция разных картин мира на каком-то этапе неминуемо приводит к негативным чувствам, и нужно учиться эти чувства переживать, не блокируя и не включаясь в автоматические реакции («эмоциональное опьянение»). Это полезный навык, и он тренируется. У нас в Школе открытого диалога создана специальная система для такой тренировки – группы открытого диалога, где люди учатся говорить на языке сердца.
Когда мы учимся чувствовать разные чувства, весь спектр чувств, мы начинаем лучше чувствовать и себя, и других, и саму реальность. Мы становимся способны воспринимать другие картины мира и за счет этого расширять свой образ действительности и обогащать свою жизнь.
- Отказаться от старых схем, принять неопределенность, не цепляться за свою модель реальности
Жизнь динамична, в ней все меняется – я, чувства, взаимоотношения. Стабильность и комфорт – это состояние трупа. Живое постоянно находится в движении. Неопределенность естественна, и если мы боремся с ней, цепляясь за свой образ действительности, пытаемся контролировать жизнь, чтобы она соответствовала нашему представлению о ней, то мы теряем саму жизнь. Основной стратегией адаптации является наша способность расширять представление о действительности, а не цепляться за то представление, которое основано на нашем предыдущем опыте.
#психология #шаменков #эмоциональный интеллект #саморазвитие #отношения в паре