Всю жизнь я как-то воспринимал вредность вахтеров, уборщиц, охранников и иже с ними как нечто само собой разумеющееся и относился к этому философски. Но сегодня вахтерша в родительском доме нашла просто эпичнейший повод докопаться — я на лифте поехать посмел. Мол, не живу тут, не прописан, имуществом не владею, денег не плачу, че это я, пешочком не пройдусь что ли. Я так офигел, что не нашелся, что ответить. А уже дома задумался, а что это они такие злые все. И вот до чего доразбирался.
Почему вахтерши грубят?
Я додумался до таких вариантов, ну, помимо банальной невоспитанности этих людей.
Хамят в ответ на хамство
Будем честны, вежливость и взаимоуважение у нас в стране не то чтобы повсеместно распространены, особенно в адрес низшего обслуживающего персонала. И все эти вахтерши не раз сталкивались с хамством и пренебрежительным отношением в свой адрес. Так что отрастили ядовитые железы и теперь жалят превентивно.
Хотят власти
Желание кем-нибудь поуправлять есть пусть и не у всех, то у очень многих людей. Ну а какие там возможности руководить у вахтерш и им подобных? А почувствовать себя биг боссом хочется — вот и пытаются, и выносят мозги жильцам дома да посетителям всяких учреждений.
Старые стали
Вахтершами и уборщицами чаще работаю все же люди в возрасте. А с годами и характер портится, и здоровье уже не то, и поучить всех уму-разуму хочется. Вот и начинают ворчать на всех, кто только под руку попадется.
Интересно, есть ли еще какие-то причины неадекватному поведению?
Как себя вести с людьми с синдромом вахтера
Нахамить в ответ. Многие так и делают. Да и я сам, честно говоря, порой тоже рявкаю что-нибудь грубое, если вижу этого человека раз в сто лет или вообще первый и последний раз.
Разговаривать спокойно, без грубостей, но подчеркнуто сухо и строго. Такое общение не располагает к дальнейшему срачу эскалации конфликта. В особо сложных случаях можно попросить человека представиться и пригрозить обращением к начальству.
Вежливо общаться. Вежливость творит чудеса, я не раз в этом убеждался. Доброжелательная улыбка, извините, простите, пожалуйста и вот это вот все растапливают сердца даже суровых теток в бухгалтерии или пенсионном фонде, что уж говорить про уборщиц и вахтерш.
Попросить о помощи. Небольшая просьба на уровне «как пройти в 666 кабинет» помогает вахтершам чувствовать себя нужными и важными, реализует ту самую жажду власти и контроля. Так что докапываться к этому посетителю вроде как и ни к чему уже.
Перефразируя Маяковского, все варианты хороши, выбирай на вкус! Но последние два, конечно, работают только если человек более-менее психически здоров и сохранил остатки адекватности и воспитания.
Отдельным пунктом стоят охранники. Потому что ну что может сделать условная уборщица, кроме как наорать. Максимум, тряпкой запустит, если уж совсем берега попутала. На охране же сидят чаще мужчины, то есть люди с большей физической силой. Плюс охрана воспринимается как что-то с полномочиями. Или нет?
Деятельность охранников регулируется законом РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации". К этому документу и стоит апеллировать, если они позволяют себе лишнее.
Если коротко, то охранникам можно:
- Требовать предъявить пропуск или документ, удостоверяющий личность, если в здании установлен пропускной режим.
- Задержать человека до приезда полиции, если есть обоснованные подозрения, что он совершил правонарушение.
- Требовать соблюдать те внутренние правила учреждения в той части, которые не противоречат законодательству РФ.
- С разрешения посетителей осматривать их вещи (именно осматривать глазами!). Досматривать, то есть прикасаться уже нельзя — это можно только сотрудникам правоохранительных органов, да и то не во всех случаях и с соблюдением ряда условий.
- Применять физическую силу и специальные средства (наручники, дубинки и т.д.) для самообороны, защиты других и предотвращения преступлений. Причем действия должны быть соразмерны ситуации.
А как вы себя обычно ведете с людьми с синдромом вахтера? И какие самые невероятные претензии от них слышали?