Детские мечты — словно зеркало эпохи. По тому, кем хотят стать дети, можно многое понять о ценностях, героях и вызовах времени, в котором они растут. История трёх поколений одной семьи наглядно показывает, как менялись эти устремления на протяжении второй половины XX века.
Послевоенные 50-е: мечты о восстановлении и помощи
Детство старшего поколения пришлось на трудные послевоенные годы. Это было время, когда страна залечивала раны, и детские мечты отражали общий народный порыв. Мальчики, впечатлённые недавней победой, часто хотели стать военными, чтобы защищать Родину. Позже их идеалами становились строители и рабочие — те, кто поднимал из руин города и налаживал мирную жизнь.
У девочек мечты были связаны с заботой и созиданием. Популярными профессиями были учитель, повар, врач. Эти желания часто рождались из простых детских игр и личных переживаний. Например, автор вспоминает историю своей мамы: та, для которой учёба давалась нелегко, мечтала стать понимающим учителем, который никогда не кричит на детей. А если в семье был раненый фронтовик, ребёнок мог захотеть стать врачом, чтобы вылечить близкого человека. Даже игры во дворе — вроде «приготовления» ягод на листьях сирени — были отражением этих социально значимых ролей.
60-70-е годы: эра героев и покорения космоса
Следующее поколение взрослело в атмосфере научного прогресса и культа героизма. Полет Юрия Гагарина в 1961 году стал, пожалуй, самым ярким событием, определившим мечты целого поколения мальчишек. Профессия космонавта стала самой желанной и романтичной. Вслед за ней шли другие «героические» специальности: летчик, испытатель, пожарный — те, кто ежедневно совершает подвиги.
В этот период к традиционным «женским» профессиям — учителя и врача — добавилась новая популярная роль. Дети много играли «в магазин», создавая деньги из фантиков и весы из палочек. Эта игра отражала повседневную реальность и сделала профессию продавца одной из самых привлекательных для девочек.
Обратите внимание: Осторожно! Тут можно стать девушкой на миллион....
Важную роль в формировании ценностей играла школа. Частые сочинения на тему «В жизни всегда есть место подвигу», где нужно было рассказать о реальном герое-современнике, помогали создать образ «советского человека». Детям внушали, что прославиться и стать героем можно в любой профессии — будь то шахтёр-стахановец, спасший урожай комбайнёр или учёный-первооткрыватель.
90-е годы: смена ценностей и культ успеха
Детство следующего поколения совпало с бурными девяностыми. В обществе произошёл резкий перелом ценностей — на смену идеалам героизма и коллективного труда пришёл культ денег и личного успеха. Дети видели, что уважение в новом обществе часто измеряется толщиной кошелька, а не профессиональными заслугами.
Эта переоценка проявлялась даже в мелочах. Автор приводит показательный случай из школьной жизни: второклассник, разбив вазу, заявил учительнице, что папа всё купит новое и даже может её уволить. Популярность приобрели фильмы, герои которых достигали успеха и богатства часто сомнительными путями: «Интердевочка», «Бригада», «Брат».
Если малыши ещё хотели быть «как мама и папа» — рабочими или врачами, то подростки уже мечтали о других карьерах. Мальчики стремились стать бизнесменами, юристами или, в радикальном варианте, теми, «кто забирает деньги у богатых». Девочки видели себя бизнес-леди, бухгалтерами или, под влиянием кинематографа, «интердевочками». В этих условиях формирование здоровых жизненных ориентиров у детей становилось не заслугой общества, а личной задачей и большой ответственностью для родителей.
История трёх поколений одной семьи наглядно показывает: как бы ни старались родители, дух времени неизбежно оставляет свой отпечаток на мечтах подрастающего поколения. Детские игры и профессиональные фантазии — это не просто забава, а точный срез общественных настроений и господствующих в обществе идеалов.
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: Кем чаще всего хотели стать дети, в 50, 70, 90-е по версии трёх поколений моей родни.