В трансактном анализе есть три ЭГО-состояния: Ребенок, Родитель, Взрослый.
Есть люди, которые по жизни находятся в позиции «Ребенка», иногда, в лучшем случае «Родителя», но очень мало кто в позиции «Взрослого»
Позиция Ребенка выражается в эмоциональности, в наивности, в доверчивости, в любопытстве, но и в нежелании принимать решения, в инфантильности, капризности. Типичные фразы состояния ребенка: «Хочу-Не хочу!», «Не буду», «Мне так тяжело», «Хочу, чтобы все было по-моему!».
Позиция «Родителя» это позиция старшего, заключается в заботе, во внимании, в соблюдении правил поведения, но в тоже время в запретах, в поучениях, в контроле. Это позиция «должен» и «обязан», как по отношению к себе, так и к другим
Типичные фразы родителя: «Я знаю лучше», «Я тебе объясню», «Я тебе помогу», «Кто же так делает?», «Это запрещено», «Ты должен».
Взрослый-это уверенность, ответственность. Позиция взрослого – позиция здравого смысла, разумное и адекватное взаимодействие. Здесь человек рассматривает ситуации и события с точки зрения удобства и выгоды, пользы для себя и других.
Типичные фразы или мысли: «Давай обсудим это», «Я уверен, мы найдем правильное решение», «Если мы будем действовать по плану, у нас, скорее всего, все получится»
Чаще всего люди находятся в дисбалансе, например, либо используют позицию ребенка в негативном ключе ( инфантильность, отказ принимать решения, безответственность) либо позиция родителя ( запреты, ворчание, наставления)
Если рассматривать Ребенка, то такие люди не взрослеют, прибавляются годики лишь в паспорте, «взрослеют» физически, отказываются принимать зрелость и до конца жизни так и останутся детьми. Такой «взрослый» ребенок не хочет обучаться новому не хочет развиваться ему и так хорошо.
Либо сразу два состояния могут доминировать «Родитель-Ребенок»
Тогда человек может быть в разные моменты жизни обидчивым и критичным, зависимым от чужого мнения и навязывающим свое. Часто это сопровождается колебаниями самооценки и настроения – то перфекционист, то безответственный; то веселится в состоянии ребенка, то ругает себя за это из родителя.
Почему так происходит, что мы застреваем на определенном состоянии? А потому что нас не учили этому. Семьи создаются тоже не из позиции Взрослого. Как «Ребенок-Родитель» может вырастить, воспитать нормальную здоровую развитую личность? К сожалению, никак. Да и браки рушатся зачастую по данной причине. Потому что один воспитывает, поучает и контролирует другого, а другой перекладывает ответственность, эмоционирует, топает ножками, и хочет, чтобы все было так, как он хочет. Утрировано немного, но это так.
Поэтому Взрослый – самая объективная позиция. Она не
зависит от заложенного в детстве сценария.
Обратите внимание: Современное ортопедическое изделие, которое существенно упрощает жизнь женщин. .
Это то, чему человек научился сам. Так же хочу сказать, что возраст и зрелость не синоним. Внутренняя зрелость присуща только позиции взрослого. Взрослый стремится к развитию себя как личности.Очень жаль, что у нас «невзрослое» общество, да и мы проживает вот такую «невзрослую» жизнь. Порой даже не хотим ничего менять. А зачем? Взращивать себя трудно и тяжело, это занимает время, надо себя развивать, а на это нужны и силы и деньги. А так в своём болоте в зоне комфорта находиться легче, можно перекладывать ответственность на других, виноваты все кроме него, принимать решения не надо, за него это делают другие. Сплошная выгода, да шик просто жизнь! Конечно, это шутка.
Необходимо вырасти, взять свою жизнь в руки. Стать взрослым и развиваться, не стоять на месте. Несомненно, данные роли будут проявляться, да это и правильно. Надо быть гибким, уметь в себе все это совмещать и ребенка и родителя, и тогда, когда это нужно. А как это делать? Это уже другая история.
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: Не «взрослая» жизнь.