Традиции уважения и защиты женщины в чеченской и ингушской культуре

Исторически сложилось так, что чеченские женщины обладали значительно большей свободой по сравнению с представительницами соседних народов Кавказа. Девушки и замужние женщины не скрывали своих лиц и не прятались от мужчин. Воспитанные в духе строгих нравственных принципов, чеченские мужчины всегда демонстрировали сдержанное и уважительное отношение к женщине. Взаимоотношения между юношами и девушками строились на взаимном уважении и строгой горской этике.

Защита и неприкосновенность женщины в чеченских адатах

Согласно традиционным нормам — адатам, физическое насилие или убийство жены считалось величайшим позором для мужчины. Общество осуждало такого человека, а за убийство женщины родственники жертвы имели право на кровную месть. Женщина обладала уникальной силой: она могла остановить любое кровопролитие, просто бросив свой платок. Даже преследуемый кровник становился неприкосновенным, если скрывался в женской половине дома. Мужчинам предписывалось спешиваться и вести коня под уздцы, если они обгоняли женщину верхом, а при виде пожилой женщины — вставать в знак почтения. Драться в присутствии женщины также строго запрещалось. Как отмечалось в архивных документах, женщина была гарантом безопасности: «…жизнь гонимого мстительным мечом оставалась безопасной, если он прибегал к защите женщины».

Честь замужней женщины охранялась особенно тщательно, поскольку оскорбление, нанесенное ей, считалось оскорблением и ее мужа, что могло привести к серьезному кровному конфликту.

Правовое положение женщины в семье

По чеченским адатам, женщина никогда полностью не выходила из-под опеки своего рода, и ее муж не имел права распоряжаться ее жизнью. Исследователь Ф.И. Леонтович подчеркивал, что муж не мог ни продать, ни убить свою жену, даже в случае доказанной неверности. Если жена нарушала супружескую верность, муж мог изгнать ее из дома, сообщив причину развода ее родне, и потребовать возвращения калыма. В сравнении с обычаями некоторых других кавказских народов, где за неверность жена могла быть убита, чеченские адаты демонстрируют более гуманное отношение.

Сакральное уважение к женщине у ингушей

В ингушской культуре отношение к женщине всегда было пронизано глубоким уважением и почитанием. Об этом свидетельствует древнее предание, которое приводит доктор исторических наук Зейнеп Дзарахова. В нем старейшина Жабаги встал перед молодой девушкой, объяснив свое поведение так: «Я приветствовал не просто девочку, я вижу в её лице будущую мать, хранительницу очага, от которой зависит, какое потомство и какое место в обществе оно займет. А как она будет вести дом и воспитывать детей — зависит от нашего отношения к ней».

В ингушской поговорке заключена глубокая мудрость: «Портится мужчина — портится семья, портится женщина — портится весь народ». Это отражает понимание того, что именно от женщины, матери, зависит воспитание будущих поколений — президентов, ученых, мыслителей. Первой и главной «высотой» для ребенка является любовь к матери, через которую он познает мир. Поддержание огня в очаге символизирует не бытовую задачу, а сохранение национального духа и традиций.

Матери передают детям культурные и моральные ценности через религию, фольклор, мифологию и личный пример, выступая связующим звеном между поколениями и носительницами духовного потенциала.

Этикет и авторитет женщины в ингушском обществе

Ингуши осознают, что этикет в семье во многом зависит от мудрости старшей женщины — матери или свекрови. Ее авторитет, основанный на соблюдении традиций, является залогом здорового и воспитанного потомства. Говорят, что если когда-нибудь будет воздвигнут памятник ингушскому народу, он должен быть посвящен Матери.

Почитание женщины уходит корнями в глубокую древность. Уважающий себя мужчина не позволит себе повысить голос на женщину, спорить с ней или вести себя недостойно в ее присутствии. Снять головной убор — жест, которым женщина могла остановить даже самый ожесточенный спор между мужчинами. Женщина в ингушском обществе находится под постоянной защитой отца, мужа, сына и всего рода, но и сама несет перед ними огромную ответственность.

У ингушей мужские слезы не осуждались лишь в двух случаях: при смерти матери и при потере Родины. Народная мудрость гласит: «Умирает мать — падает цветок с души», что подчеркивает глубину этой связи.

Интересное: Могут ли мужчины довериться полностью современной женщине.

Источник: «Ингушетия» - интернет-газета

Интересное еще здесь: Психология.

Отношение к женщине у чеченцев и ингушей.