Старый широкий подоконник становится порталом в иное измерение, где можно предаться воспоминаниям или мечтам. Мысли нахлынывают сплошным потоком, и выбраться из этого состояния бывает непросто. Такие уединенные места для медитаций становятся спасением, особенно когда самое дорогое осталось лишь в памяти. От прошлого осталась речка, лесной островок и, возможно, всё та же любимая берёза на высоком берегу — не просто природная лавочка, а часть души.
Балет как бегство от реальности
Резкий переход из мира грёз обратно в суровую реальность хореографического училища. Это бесконечный круговорот репетиций, растяжек, синяков и травм. К боли привыкаешь, скрывая её за сценическими улыбками для будущих зрителей. Голова забита терминами, причёска и макияж делаются на бегу — всё это становится формой спасительного бегства. Когда притупляются все чувства, требуется новая порция боли через самоистязание на тренировках, лишь бы не очерстветь душой окончательно. И снова — разбег и погружение в омут воспоминаний.
Часть 1. Пробуждение личности
Когда человек начинает по-настоящему ощущать себя личностью? Возможно, в момент, когда вырываешься из замкнутого круга «учёба-балет-общежитие-сон». Или когда сталкиваешься с несправедливым унижением от тех, кто сам ещё ничего из себя не представляет.
Весна. Двухчасовой побег в кафе с подругами — почти предел мечтаний. Мороженое, болтовня ни о чём и заразительный смех, который неизбежно привлекает внимание. Именно так можно невольно оказаться в центре чужой, а по сути — своей собственной истории.
Будущие балерины всегда выделяются осанкой, выворотом стоп, внутренней собранностью. Эту особенность не скрыть, и она часто становится мишенью для насмешек со стороны «обычного» мира, а следующим шагом обычно становятся оскорбления в адрес их партнёров.
Защита чести
Именно с такой сцены начинается история пятнадцатилетней девочки. Во время скромного празднования дня рождения сокурсницы к их столику подсели парни, начавшие отпускать колкости. Девочки замолчали, не зная, чего ждать. За соседним столиком взрослая компания наблюдала, женщины — с любопытством, мужчины — с тревогой о возможной драке.
Когда речь зашла об оскорблении мальчиков-танцоров, одна из балерин, звонко поставив розетку с мороженым, чётко и громко начала свою речь. Она спросила, что эти парни знают о балетных партнёрах, которые к шестнадцати годам могут стать солистами и несут огромную ответственность. Их жизнь и карьера зависят от дисциплины, они не имеют права болеть или грустить. Она рассказала, что её собственная жизнь по нескольку раз за день зависит от партнёра: один неверный подхват — и травма или смерть. Чтобы быть сильными, эти мальчики ежедневно проводят по два часа в качалке. «А на что способны вы? Кем вы будете? Вам можно доверить жизнь?» — закончила она свой монолог.
В наступившей тишине раздались аплодисменты от соседнего столика, которые быстро подхватили другие посетители. Пристыженные парни ретировались. Взрослая компания осталась под впечатлением. Одна женщина призналась, что никогда не думала о балетных парнях в таком ключе и даже немного им позавидовала. За столом молчал лишь один мужчина. Он уже замечал промелькнувших балерин, но эта говорунья выделялась среди всех.
Возвращение в прошлое: Ляля
Снова обшарпанный подоконник, мысли, уносящиеся в деревню, в детство. Тёплый жёлтый песок, беготня по воде, деревянный мосток. И соседский мальчишка с белоснежной собакой — один из самых драгоценных дней, который хочется помнить в мельчайших деталях.
Всё началось с упавшей в воду сандалии. Не умеющая плавать пятилетняя девочка полезла за ней и начала тонуть. Её спасла собака, а затем и её хозяин — мальчик лет пятнадцати. Он не ругал её, позволил собаке утешать ребёнка, а потом отвёл домой. На вопрос, как её зовут, девочка ответила: «Ляля». «Будешь Пушистиком, терпеть не могу слово «Ляля»!» — сказал он.
На следующий день она прибежала к реке с беляшами, чтобы отблагодарить «дядю» (как же ещё назвать такого взрослого?). Он снова не прогнал её, и она играла с его роскошным псом. Собака воровала сандалик, затевая весёлую игру. В разговоре выяснилось, что ни у кого из них нет братьев и сестёр. «Зато у тебя ТАКАЯ собака!» — восхищалась шепелявая беззубая Ляля. Её детская непосредственность и смех веселили мальчишку. Он иногда называл её «мультяшкой» или «смешариком».
Первый танец и первая потеря
Однажды, под старой согнутой берёзой, под звуки музыки с берега, Ляля станцевала свой первый уличный танец. Её зрителем стала собака. Танец прервался, когда девочка заметила наблюдателя — Шуню (странное имя, стёршееся из памяти). Он похвалил её и сказал, что у неё определённо есть способности и стоит попробовать учиться танцам серьёзно.
Самое прекрасное лето обернулось самой горькой трагедией. Шуню сбила машина. Через несколько дней его бабушка, вся в чёрном, собирала поминальный стол. Ужасная догадка поразила Лялю. Она упала в обморок прямо во дворе. Очнувшись вечером с высокой температурой, она узнала, что мама, оставшись одна в доме, уснула с включенным калорифером... К утру от дома осталось пепелище. Отец не пережил этого удара. К первому классу Ляля осталась совсем одна.
Спасение в балете
Новый дом и новая жизнь
В детском доме, среди отчаяния, она вспомнила слова Шуни: «У тебя есть к этому способности!». Девочка в истерике умоляла директрису «отдать её танцевать». Та успокоила её и спросила: «В балетную школу пойдёшь?» — «Пойду!» — не раздумывая, ответила Ляля.
Её отвезли в училище, протестировали и приняли на подготовительное отделение. Балет стал её новым домом, семьёй и смыслом жизни. В звуках музыки она материализовалась в выдуманном мире, где не было земного притяжения, а были радость, восторг и надежда.
Неожиданный свидетель
...Дождь за окном вернул уже подростка-балерину в реальность. Устроившись на подоконнике, она разминалась, выписывая узоры руками. Согревшись и устав, она снова поджала ноги и прижалась к окну, чтобы замерла от неожиданности: напротив, не двигаясь, стоял «костюм с зонтом». Девушку охватило любопытство. Она заметила странный зонт — чёрный с клетчатым куском и зигзагом.
Спустившись этажом ниже, она спряталась в нише, чтобы подсмотреть за незнакомцем. Тот уверенно вошёл, передал вахтёрше пакет и завязал беседу. «Ламара, тебе чего?» — неожиданно громко спросила вахтёрша. Девушка сгорела от стыда. Пытаясь скрыться, она услышала продолжение разговора. Незнакомец удивился её имени — Ламара. Вахтёрша пояснила, что так её назвал отец-учёный, и назвала фамилию — Лисовская. «С потрохами и на блюде», — мысленно чертыхнулась пойманная с поличным балерина, чувствуя, что её личная история снова стала достоянием чужих глаз и разговоров.
Интересное еще здесь: Психология.