Основополагающий принцип воспитания, взятый из природы, можно сформулировать следующим образом: стая не следует за детёнышем. Наоборот, молодое поколение учится у мудрых и опытных взрослых, которые выступают в роли лидеров и проводников.
Если же коллектив начинает подстраиваться под незрелые импульсы детей и слепо следовать за ними, это ставит под угрозу как благополучие всей группы, так и безопасность самих детей. Этот закон, актуальный с древних времён, остаётся незыблемым и сегодня. Помимо этого главного правила, существует ещё три важнейших педагогических закона.
Три фундаментальных закона воспитания
- НЕТ – это всегда НЕТ! Запреты должны быть последовательными и не зависеть от ситуации или дня недели. Если что-то опасно или недопустимо сегодня, это остаётся таковым и завтра. Например, если скользкий берег реки представляет опасность в понедельник, он не станет безопасным во вторник. Если ягода ядовита в воскресенье, она не превратится в съедобную к среде. Последовательность формирует у ребёнка чёткие границы и понимание неизменности правил безопасности.
- Истерика не меняет решения. Этот закон часто противоречит некоторым современным тенденциям, но он критически важен. Крики, слёзы и истерики ребёнка не должны превращать родительское «нет» в «да». К сожалению, на практике это правило часто нарушается: после минутного плача ребёнок получает желаемое. В этот момент он усваивает опасный урок: правила гибки, а настойчивый протест — эффективный инструмент для изменения мира в свою пользу.
Ключевое замечание для взрослых
Прежде чем устанавливать правило или говорить «нет», взрослый должен быть абсолютно уверен в своей позиции и готов отстаивать её. Не стоит запрещать то, в чём вы не уверены или что можете отменить под давлением. Например, заявляя «Я тебя не возьму на ручки», а затем сдаваясь после плача, вы подрываете собственный авторитет и вносит путаницу.
Интересное: «Когда собираетесь завести детей?» как отвечать на раздражающие, некорректные и навязчивые вопросы о детях.
Будьте дипломатичны. Если не готовы к категоричному отказу, используйте альтернативные формулировки: «Не сейчас, у меня устали руки» или «Возьму позже». Так вы избежите ситуаций, где придётся идти на попятную и нарушать собственные слова.
3. Единство требований всех взрослых в семье. Если один родитель установил правило (например, не включать телевизор самостоятельно), его должны поддерживать все остальные. Когда бабушка или другой родственник говорит «Можно!», у ребёнка возникает когнитивный диссонанс. Он теряется, не понимая, чьё мнение авторитетно и какие правила действительно работают.
Нюансы и сложности
Дети — прекрасные психологи и быстро адаптируются, меняя модель поведения в зависимости от того, кто рядом. С мамой они могут быть ангелами, а с бабушкой — тут же садятся на шею. Главная сложность третьего закона заключается в том, что взрослые часто выясняют свои разногласия по поводу воспитания прямо при ребёнке. В таких спорах победителем в глазах ребёнка зачастую оказывается не тот, кто прав, а тот, кто громче кричит.
Признак здоровой семейной системы — когда взрослые уединяются, чтобы обсудить и прийти к единому, взвешенному решению, без участия детей. Если сразу договориться не удалось — это не катастрофа. Ребёнок может отреагировать на разногласия по-разному, ведь его поведение не всегда предсказуемо. Однако всем будет гораздо проще, если вы заранее договоритесь и выработаете общую стратегию поведения в типичных ситуациях.
Интересное еще здесь: Психология.
Законы педагогики! Как правильно воспитывать детей?.