Как вырастить счастливого человека: ключевые принципы воспитания от психолога Михаила Лабковского

Основные принципы воспитания счастливого ребенка

  • Свободное время — основа детства. У ребенка должно быть от 2 до 4 часов личного времени ежедневно, когда он может просто ничего не делать. Чрезмерная заорганизованность кружками и секциями, вызванная тревожностью и амбициями родителей, часто приводит к детским неврозам.

    Самостоятельность в учебе. Не нужно делать уроки за ребенка, собирать за него портфель или ежедневно допрашивать о школе. Такое поведение портит отношения и демотивирует. Найдите другие темы для общения, не связанные с учебой.

    Оценки — не главное. Российские родители часто зациклены на школьных оценках, что является пережитком прошлого. Гораздо важнее интересоваться эмоциональным состоянием ребенка: «Как он себя чувствовал? Волновался ли?» — так поступают во многих европейских странах.

    Будьте на стороне ребенка. В любых конфликтах со школой родитель должен защищать интересы своего сына или дочери. Страшнее плохих оценок — вызвать у ребенка отвращение к учебе и школе в целом.

    Психология отличников и двоечников. И у тех, и у других могут быть серьезные психологические проблемы. Отличники, добивающиеся пятерок усердием и «высиживанием», часто становятся тревожными взрослыми с заниженной самооценкой.

    Причины неуспеваемости. Если ребенок не может делать уроки самостоятельно, причина может быть медицинской или психологической (СДВГ, гипертонус, повышенное давление, невроз). Важно найти и устранить корень проблемы, а не заставлять ребенка сидеть над учебниками.

    «Лени» не существует. В психологии нет такого понятия. За ним всегда стоят отсутствие мотивации или волевых качеств.

    Цена тревоги за оценки. Постоянный стресс из-за учебы и экзаменов (ЕГЭ, ГИА) может разрушить семью, привести к неврозам, депрессиям и отчуждению между родителями и детьми. В погоне за оценками можно потерять доверительные отношения с ребенком навсегда.

    Главное — любовь и ценности. Сохранить близость, дружбу и понимание с ребенком важнее любых школьных достижений. Можно получить пятерку, но потерять дочь. Можно поступить в институт, но разрушить отношения с сыном.
  • Роль родителей и атмосфера в семье

    Психологическое состояние родителей — ключевое. Советы по воспитанию работают только если сами родители психологически благополучны или стабильны.

    Две модели воспитания. Одни родители хотят вырастить самостоятельных и успешных людей. Другие стремятся к тотальному контролю, где главное — удержать ребенка «на поводке».

    Счастье родителей — основа счастья детей. Несчастный родитель не сможет сделать ребенка счастливым. Если же родители счастливы, то и детям для счастья не нужно ничего особенного.

    Разные дети в одной семье. Если один ребенок уверен в себе, а другой — закомплексован, это говорит о разном восприятии детьми семейной атмосферы. Кому-то могло не хватить внимания и любви, особенно если ребенок был более чувствительным.

    Забота — не воспитание. Одеть, обуть и накормить — это базовая забота. Воспитание — это нечто гораздо большее, чему многие родители не уделяют должного внимания.

    Модель будущих отношений. То, как вы общаетесь с ребенком в детстве, определит, как он будет обращаться с вами в старости.

    Школа не должна разъединять. Рождение ребенка — чудо, но с началом школьной жизни между родителями и детьми часто возникает барьер. Не позволяйте школе разрушить ваши отношения. Учеба — лишь часть жизни, а не ее центр.

    Истинная цель школы. Школа должна давать не только знания, но и жизненные навыки: умение общаться, строить отношения, нести ответственность, решать проблемы и управлять своим временем. Именно эти компетенции обеспечивают успех во взрослой жизни.

    Спокойствие родителей — спокойствие детей. Если родители адекватно реагируют на двойки и неудачи, ребенок остается стабильным и со временем находит свое призвание.

    Проблема — в школе, а не в ребенке. Если в начальных классах программа непосильна и требуются репетиторы, проблема в заведении, которое работает на амбициях родителей, а не на интересах детей. В первом классе на домашнее задание должно уходить не более 45 минут.

    Интересное: Ученые из США в ходе исследования определили главные составляющие счастливого брака.

  • Практические советы: наказания, деньги, контроль и общение

    Как правильно наказывать. Наказывать можно, но важно разделять личность ребенка и его проступок. Не кричите и не оскорбляйте. Спокойно объясните, что вы любите ребенка, но лишаете его, например, планшета за невыполненные обязанности. Агрессия и бойкот — не методы воспитания.

    Карманные деньги. Выдавать их можно с 6 лет. Сумма должна быть небольшой, но регулярной. Деньги — не инструмент манипуляции. Не контролируйте траты и не связывайте сумму с оценками или поведением.

    Не проживайте жизнь за детей. Решая все за ребенка, вы лишаете его возможности стать самостоятельным. Что он будет делать, когда вас не станет?

    Цель — не тотальный контроль, а доверие. Ребенок, который чувствует любовь, уважение и доверие в семье, с меньшей вероятностью попадет в плохую компанию или поддастся сомнительным соблазнам.

    Мотивация к учебе. Учиться стоит, потому что интеллектуальный труд ценится выше физического. Образование дает возможность зарабатывать любимым делом.

    Бардак в комнате подростка часто отражает внутренний хаос. Требовать порядка можно только за пределами его личного пространства.

    Воспитывают поступки, а не слова. Дети копируют поведение родителей. Если отец говорит о вреде алкоголя, но сам пьет, сын с большой вероятностью перенимет эту модель.

    О чем говорить с детьми. Говорите о жизни, а не поучайте. Если разговор сводится только к проблемам и нотациям — это проблема родителя.

    Манипуляции — признак невроза. Здоровый ребенок решает проблемы напрямую. Если ребенок манипулирует, нужно искать причину его тревоги.

    Искусство конструктивной критики. Критикуйте поступок, а не личность. Говорите от первого лица: «Мне не нравится, когда ты...», «Я бы хотел, чтобы...». Меньше критики, больше позитива и конкретных предложений.

    Итог: образ родителей. Ребенок должен видеть в родителях добрых, сильных и любящих людей, которые могут его защитить, в чем-то отказать, но всегда действуют в его интересах.

Интересное еще здесь: Психология.

Как вырастить из ребёнка счастливого человека, советы психолога.