Карма по-русски: когда колесо сансары встречается с законом граблей

Слово «карма» звучит для нашего уха чуждо и резко. Оно пришло из глубины восточных философий — индийской, китайской, японской — где верующие трепещут перед неумолимым колесом перерождений, сансарой. Но что нам до их страхов? Пусть это колесо давит их проблемы, а у нас свои законы бытия.

Вселенский закон граблей

Однако, если заглянуть в собственную книгу жизни, становится ясно: в этих идеях есть своя правда. Ведь закон граблей, знакомый каждому, никто не отменял. Эти грабли раскиданы повсюду на нашем пути. Кто-то обладает удивительной ловкостью и танцует между ними, а кто-то, увы, раз за разом наступает на одни и те же зубья, с недоумением восклицая: «Ну как же так вышло опять?!»

Своя правда в каждой культуре

А выходит всё закономерно. Полюбил что-то без меры — получи похмелье разочарования. Махнул рукой на жизнь — и жизнь отвернулась от тебя. Эта причинно-следственная связь существовала всегда, задолго до появления заморского термина. В нашу эпоху цифровых границ сложно, да и бессмысленно, пытаться оградить одну культуру от другой. Идеи просачиваются сквозь любые барьеры. Поэтому слово «карма» мы уже давно усвоили, сделали своим, родным, хоть и не всегда вдумываемся в его суть.

Сначала человек может покрутить это понятие на языке, на миг задуматься о последствиях своих действий. Но затем повседневная суета, беготня за сиюминутными благами и успехом накрывает с головой, отодвигая глубокие размышления на задний план.

Парадокс смертного и бессмертного сознания

Особенно ярко это видно на контрасте. Встаньте в ряд, господа дарвинисты, атеисты, прихожане храмов и прочие, кто ведёт себя так, будто живёт вечно. Почему «бессмертные»? Потому что истинно смертное существо, осознающее конечность своего пути, невероятно бережно относится к отпущенному времени. Оно просто не позволило бы себе половину тех бессмысленных или вредоносных поступков, которые легко совершают «бессмертные» граждане. Для смертного карма и её отложенные последствия — не абстракция, а практический ориентир. Его поступки эргономичны, выверены и даже красивы в своей целесообразности.

А для многих же карма — это что-то, что можно отложить в дальний карман, где-то рядом с всепрощением (которым никогда не пользуются) и заботой о нервных клетках (которыми постоянно разбрасываются).

Современное средневековье: мы в центре вселенной

Есть здесь и другой парадокс. Те, кто верит в теорию Большого взрыва и понимает наше место в космосе, живут с ощущением, будто вся вселенная вращается вокруг них. Мы — на краю галактики, почти на окраине солнечной системы, но ведём себя как пуп мироздания. Настоящее средневековье, только костры для еретиков теперь иные — информационные, социальные, психологические.

Символическое изображение колеса сансары и граблей, переплетающихся в бесконечном цикле причин и следствий

Главный вывод прост и суров: незнание закона, будь то закон физический или вселенский закон причин и следствий, не освобождает от ответственности. Наступать на грабли или старательно обходить их — личный выбор каждого, но результат этого выбора неизбежен.

Интересное еще здесь: Психология.

О колесе и граблях.