Художника Амедео Модильяни часто ассоциируют с Францией, однако его корни уходят в солнечную Италию. Он родился и провёл юные годы в Ливорно — тёплом приморском городе на побережье Средиземного моря. Позже молодой живописец переехал во Флоренцию, город-музей под открытым небом, считающийся колыбелью эпохи Возрождения.
Становление художника: от итальянских школ до Парижа
Во Флоренции Модильяни три года обучался в художественной школе, а затем ещё год посвятил занятиям в школе изящных искусств. Его творческий путь продолжился в Венеции, а кульминацией стал переезд в Париж. Этот выбор был закономерен: в начале XX века французская столица стала магнитом для художников и скульпторов со всего мира. Среди тех, кого манил Париж, были Пабло Пикассо, Марк Шагал, Осип Цадкин, Хаим Сутин и Цугухару Фудзита. В это интернациональное братство талантов вошёл и Амедео Модильяни.
Приезжие мастера, представлявшие разные культурные традиции, обогащали своё творчество в Париже, перенимая у таких художников, как Анри Матисс, Жорж Брак и Андре Дерен, французскую точность и чувство меры. Так сформировалось явление, известное как «Парижская школа», центром которой стал район Монмартр — именно здесь селились и работали многие молодые художники.
Амедео Модильяни (1884–1920). «Жёлтый свитер». 1919 год.
Формирование уникального стиля и главная муза
В Париже Модильяни выработал свой узнаваемый стиль. Его портреты отличаются лёгкой стилизацией: фигуры вытянуты, контуры чётко очерчены. Характерной чертой стали миндалевидные глаза моделей, часто подчёркнутые голубым или чёрным цветом.
До 1917 года художник писал разных людей, но после встречи с Жанной Эбютерн, студенткой школы декоративных искусств, его творчество сосредоточилось практически исключительно на ней. Эта встреча изменила и искусство Модильяни, и его личную жизнь — Жанна стала его женой и главной музой.
На картине «Жёлтый свитер» мы видим именно её. Образ Жанны мягкий, плавный и уютный. Она сидит, покорно сложив руки на коленях, позируя мужу. Её наряд — образец французской простоты: кажется, это та самая вещь, которую рука нашла в шкафу утром в полумраке. Никаких украшений, почти нет косметики — лишь жёлтая помада на губах.
Жёлтый цвет помады редко встретишь в современных косметических отделах, но здесь он необычайно уместен. Насыщенный цвет свитера, мебели и волос на серебристо-розоватом фоне создаёт жизнерадостный и тёплый образ жены художника, наполненный нежностью и гармонией.
Просветительский портал об искусстве → Просто о сложном, интересно о скучном: разбираемся в искусстве, быстро и с удовольствием. Присоединяйтесь!
Интересное ещё здесь: Психология.