Житейский опыт — не мудрость, приходящая с годами. И не эквивалент возраста. Это собственные инсайты, озарения, находки.
Понимание, что данное действие приносит конкретный результат. А действие другое влечет и результат другой. И человек знает, чувствует какой. Это не интуиция, а фон накопленных ошибок. Повторение одного и того же действия и получение одинакового результата и складывается в опыт. И у каждого он свой, совсем личный. Люди разные: отличаются условия жизни, мышление, темперамент, ситуации. Поэтому и опыт сугубо индивидуален.
Его невозможно подарить, передать, унаследовать. Даже отдать собственным детям не получится.
Конечно, можно опытом поделиться. Посоветовать, как вести себя в данной ситуации. Но все равно другой все сделает по-своему. На то он и другой. Рекомендацию люди выслушают, но выводы сделают свои, исходя из собственного мировоззрения и восприятия жизни.
Каждый уверен в своей правоте. Но насколько это обоснованно?
Навязывать свой житейский опыт бессмысленно. Мы проживаем несколько жизней за одну. И каждый ее период диктует новые правила. Проходит время, многое меняется. Дети не смогут прожить по заветам отцов. Ведь то, что подходило родителям, им подойти не сможет в измененной реальности. То, что приемлемо для нас, не будет актуально для последующего поколения.
То, что помогало, было эффективно для родителей — не сможет быть полезным детям, а внукам и подавно.
Если молодняк попросит совета или рассказ на тему: "а как было у вас?", тогда смело можно делиться нажитым. Можно рассказать что было, что делали, чем кончилось и самое главное: к чему привело. Поведать чему научила ситуация, какие выводы были сделаны. Но надо быть готовым, что из повествования дети сделают выводы собственные, а возможно противоположные.
Идеальное общение детей и родителей на тему опыта бывает, когда дети внимательно слушают, стараются понять, анализируют и предлагают что-то свое.
Интересное: Все, что нужно знать о секс-игрушках в 2018.
Важно, чтобы они научились подстраивать родительский опыт под современную реальность, в которой существуют сами.Но и родителям придется помнить об индивидуальности детей и новых реалиях. Не требуя беспрекословного подчинения, копирования моделей поведения от детей, а быть готовыми подстраиваться под нынешний момент и желание чада. В общем, необходима обоюдная гибкость.
Идеала нет, это иллюзия, человеческая мечта. Идеальность — это то, чего очень хочется, но практически невозможно получить. Понятие идеала у каждого свое, также как и опыт.
Конфликты возникают, когда дети хотят одно, а взрослые настаивают на противоположном. Но каждая сторона уверена в своей правоте. Собственная значимость оборачивается эгоизмом. Тогда каждому хочется верховодить, перетянуть другого на свою сторону. Чтобы окружающие, а с ними и весь мир, жили по его правилам. Победивших и проигравших здесь нет. В проигрыше будут обе стороны. Желание быть важным, первостепенным не приводит к истине. Но всем кажется, что его правила правильнее, его опыт мудрее, а истина правдивее. Поэтому нужно навязать, причинить добро, насильно облагодетельствовать. "Потом еще спасибо скажут!" Не скажут.
Житейский опыт — это плод сугубо личностного восприятия! Это собственный инсайт! Личная эврика! Нажитый самостоятельно ключ к озарению! Открытие сладко только свое, и эффективно тоже только собственное.
А если совсем честно и прямо — никому ваш житейский опыт не сдался! И делиться им нужно исключительно когда об этом просят. А насильно никто не послушает, полезен он не будет.
А вот навыки и знания — другая история. Ими можно не только делиться, их можно выгодно продать! Это другой опыт. То, что помогает выживать, развиваться, расти, реализовывать определенные задачи.
А еще приятно встретить группу людей с похожим опытом. Такое объединение вдохновляет. Даже оказывает терапевтический эффект.
Интересное еще здесь: Психология.
Житейский опыт: дар или бремя? И нужно ли им делиться?.