За годы практики я наблюдаю тревожную тенденцию: всё больше детей нуждаются в помощи логопеда. Причины этого явления разнообразны — от наследственных факторов и последствий родовых травм до влияния современных реалий, таких как чрезмерное увлечение гаджетами и дефицит живого общения с родителями. В этой статье я делюсь проверенными методами, которые эффективно работают. Мой главный «испытуемый» — собственный сын, который начал говорить рано, чётко выговаривал звуки и сейчас с удовольствием учится. Эти же принципы успешно помогают и другим детям — ключ в их регулярном и осознанном применении.
Формирование речи начинается с рождения
Речь ребёнка не появляется внезапно, она формируется постепенно с самого первого дня. Поэтому крайне важно постоянно разговаривать с малышом, давая ему возможность видеть артикуляцию — как двигаются губы и язык при произнесении слов. Я, гуляя с грудным сыном, всегда подробно рассказывала ему обо всём вокруг: о погоде, смене времён года, днях недели, читала стихи и придумывала истории. Очень рано мы начали рассматривать книжки: он «агукал» в ответ, а я описывала картинки, называла цвета и предметы.
Роль мелкой моторики и совместного творчества
Для развития речи фундаментальное значение имеет мелкая моторика. Её прекрасно развивают рисование, лепка и другие творческие занятия (о них я расскажу подробнее в следующих публикациях). Рисовать мы начали с 6 месяцев. Я расстилала на полу рулон старых обоев, садилась рядом и рисовала сама, вслух комментируя свои действия: «Вот я рисую круглое солнышко, оно жёлтое и тёплое». Сын в это время «творил» рядом. Он слушал, впитывал новые слова и наблюдал за процессом.
Такое занятие должно длиться 5–15 минут. Важно закончить его до того, как у ребёнка пропадёт интерес. С детьми постарше схема та же: рисуете вместе, но каждый своё, и обязательно сопровождаете процесс описательным диалогом. Никогда не критикуйте детские рисунки! Ребёнок видит мир иначе, и его зелёный квадрат может быть самой настоящей ёлкой.
Вкусная игра для развития речи
Отличным завершением творческого занятия может стать игра «Винегрет». Нарежьте на тарелку маленькие кусочки разных продуктов: банан, яблоко, сухарик, печенье, солёный огурец (выбирайте то, что уже ест ваш ребёнок, важно разнообразие вкусов и текстур). Малыш закрывает глаза, а вы кладёте ему в рот один из кусочков. Его задача — угадать, что это. Дети постарше могут описывать ощущения: «сочное», «твёрдое», «кислое», «хрустящее».
Несмотря на простоту, эта игра мощно стимулирует речевые центры: смена вкусовых ощущений активирует соответствующие рецепторы и зоны мозга. Всего 20 минут на рисование и игру приносят огромную пользу: вы стимулируете речь, развиваете мелкую моторику и творческие навыки, а главное — строите тёплый, доверительный контакт с ребёнком.
Продолжение следует. Подписывайтесь на раздел, чтобы не пропустить новые методики.
Интересное: Мы живём, будто играем в игры. Берём курс на понижение ставок.
Интересное еще здесь: Психология.
Лайфаки логопеда, продолжение.
