Отсутствующие холодные селёдки

Отсутствующие холодные селёдки

Типаж людей, взгляд изнутри психотерапии. Повальное увлечение психологией и психотерапией сегодня можно частично объяснить наличием некоторого ощущения вакуума у той аудитории, которая раньше пользовалась услугами духовника, затем партийными установками. Сегодня эта аудитория всё больше нуждается в ответах на свои вопросы. Про одну разновидность этой аудитории, которая сформировалась за последние сто лет, мы сегодня поговорим. Это довольно большой пласт людей, которых мы назвали — «холодные селёдки».

Перед описанием этой аудитории мы хотим дать небольшое отступление. Выучив одно-два умных слова в психологии, либо прочитав одну-две книги по психологии — не стремитесь сразу везде применить свои полученные знания. Зачастую люди сгущают краски, находят симптомы там, где их не существует, стараются «примерить» всю прочитанную книгу на своего родителя, партнёра, ребенка или соседа. Нужно больше читать, наблюдать те или иные события, делать собственные выводы, открывать мир вокруг и внутри себя. Не обязательно соглашаться со всем, что написано в той или иной книге по психологии, психотерапии и нейрохирургии. Достаточно формировать своё личное мнение, которое может сложиться из различных источников «по кусочкам». Мы постараемся кратко описать все основные современные явления в психотерапии максимально простым языком.

«Холодные селёдки» сегодня — это лакомый кусок любого психотерапевта (в отличие от другой аудитории, о которой пойдет речь в следующем материале), так как работы с представителем этой аудитории непочатый край. Психотерапевт может свободно назвать максимальное количество сессий, которые он проведёт с подобным клиентом, а по окончании — добавлять сессии до бесконечности. Сегодня «холодные селёдки» это:

  1. Люди, которых приучили много работать (от простого рабочего до руководителя высшего звена). Такие люди отличные работники, некоторые являются отличными лидерами, они умеют практически всё. Кроме одного — умения чувствовать.
  2. Они не знают, что такое «эмоциональный интеллект» и как его развивать. Они не знают, насколько жизненно необходимо развивать эмоциональный интеллект у себя и у своих детей.
  3. В детстве этой аудитории запрещали «чувствовать» и показывать свои эмоции. В некоторых семьях проявление каких-либо чувств и вовсе сопровождалось навязыванием ощущения стыда. Сформировавшийся в таких условиях человек не в силах «распознавать» те или иные свои эмоции, а также видеть причины их возникновения. В итоге область чувствительности оказывается не «натренированной» и находится в спящем режиме, либо развита частично и «включается» строго при определённых обстоятельствах. Такое «включение / выключение» своих чувств чревато определёнными последствиями, нередкими скачками настроения, «раскачиванием» собственного эмоционального состояния, неврозом.
  4. Представитель такой аудитории буквально «выживает» в эмоциональной пустыне. Если представители всей семьи человека те самые «холодные селёдки», то считается, что ребёнок чудом выжил, а не самоустранился наркотиками или алкоголем. Когда происходит такой «перекос» в природе, то не включение тех или иных жизненно необходимых областей мозга грозит вымиранием вида. На трёх поколениях такой аудитории человеческая природа ещё как-нибудь попытается адаптироваться, «замрёт» (как она это делает в случае смертельной опасности), но дальше происходит вымирание, если над собой не работать. Но не нужно спешить с обвинением родственников в отсутствии своего детства и быть слишком жёсткими по отношению к ним, возможно они просто были в состоянии общего «гипноза», и у них не хватило сил разобраться в ситуации. Также не стоит пребывать в иллюзии, что всех родственников возможно будет реанимировать из глубокого бесчувственного паралича.
  5. У представителей этой аудитории в большинстве случаев так и не «включилось» ни материнское чувство, ни отцовское чувство к собственным детям, а также не возникло никаких глубоких чувств к собственным внукам. Единственное, что они могут предложить своим детям и внукам — формальное общение. Либо имитацию привязанности (что более травматично для ребёнка; ребёнок, вырастая, понимает, что это всё было «понарошку»; нередко ребёнок понимает, что весь ансамбль родственников «играл понарошку», играл как мог, но не был тем, кем казался).
  6. Родители этой аудитории не смогли развить гармоничную (надёжную) привязанность к собственным детям. В итоге у детей сформировался тревожный, избегающий, либо дезориентированный тип привязанности. Углубляться в описание типов привязанностей не будем, так как на эту тему есть много информации, которую можно легко найти.
  7. «Не приходя в чувства». Подобная аудитория лишена важного навыка «чувствования» и не способна адекватно оценивать ту или иную ситуацию, не способна отличить ложную информацию от правдивой (отсутствует навык «различения»). Подобная аудитория не способна правильно «сложить» наличествующие данные (так как данные зачастую ложные). Она способна «сложить» лишь те данные, в которые она непосредственно верит, а верит она практически всему. В результате её картина мира логична (каждая по своему), но далека от окружающей действительности.
  8. Они не ставят на почётные места чувствительность и природу. Более того — они на подсознательном уровне буквально «приказывают» себе не чувствовать. Фактически представители подобной аудитории являются в некоторой степени «роботами» и функциями. Всю жизнь их сопровождает полное бесчувствие при выборе: жены, мужа, своей деятельности, список довольно длинный.
  9. «Отсутствующие холодные селёдки». «Отсутствующие» так как они где угодно: на работе, в цирке на выступлении, на мероприятии, в собственных мыслях. Где угодно — только не в контакте с самим собой и своими детьми.
Отсюда мы имеем огромный рынок психотерапевтов, которые умело спекулируют на подобной аудитории. Спекулируют следующим образом: так как план работ с подобными людьми довольно долгий и поэтапный, то некоторые психотерапевты специально «растягивают» рабочие сессии.

На заметку

Выбрав своего психотерапевта (желательно по отзывам своих друзей и знакомых), попросите его обозначить план работ и разделите вместе его на этапы.

Интересное: Чем заняться в выходные: 30 идей.

Также сразу посчитайте количество своих средств и сможете ли вы этот план «потянуть». Если у вас есть средства только на несколько этапов — озвучьте это психотерапевту. Сегодня в связи с определёнными трудностями у большинства людей, бюджет на психотерапию может выделить далеко не каждый. А если деньги вдруг заканчиваются и клиент озвучивает, что продолжить психотерапию по определённым причинам он не может, то многие психотерапевты испытывают определённый негатив к подобным клиентам. И ставят вопрос ребром: «Вам важнее ваше здоровье или что-то другое? Продолжайте оплачивать сессии». Рекомендуем в кризисной ситуации заранее все моменты проговаривать, чтобы не было потом неприятных моментов. Так как бесплатно и «в кредит» работать будет только лишь новичок. Уважающий себя специалист воспримет резкое прекращение поступления денег себе на счёт в негативной форме. Психотерапевт — это не ваш друг, не ваша мама или отец, не благотворительная организация. Это человек, который оказывает вам услугу. Человек, у которого достаточно знаний и опыта, чтобы исправить вашу ситуацию. Потому как на одно установление эмоционального контакта уходит от двух до трёх встреч (у профессионалов; новичок может «нащупывать» клиента со второй до шестой встречи). Также не спешите навешивать на себя все диагнозы, бежать и покупать определённые медикаменты или идти в места, где вам просто выпишут некоторые лекарства. Некоторые лекарства имеют необратимый эффект (воздействие на нейропластичность мозга), после некоторых лекарств клиент постепенно становится «овощем», его мозг утрачивает способность «складывать» ту или иную входящую информацию, адекватно воспринимать реальность. Не спешите делать вывод, что у вас «депрессия» и не спешите принимать антидепрессанты. Так как большинство людей, к сожалению, обычно ищут быстрый лёгкий способ, «таблеточку», которая «мгновенно всё исправит». За любым исправлением ситуации стоит серьёзная самостоятельная работа.

«Холодные селёдки» в поиске себя

Что происходит, когда описываемая аудитория начинает «метаться».

  1. Впадение в различные крайности. От резкого «бросания» всех и всего, выезд в жаркие страны на постоянное место жительства. До вдруг резкой заинтересованности благотворительностью для бездомных животных. Они догадываются, что у них есть некая энергия, которая хочет появиться и объединиться с самим собой, с природой, но не знают, куда направить эту энергию. То их кидает к бабушкам, то к зверушкам. «Селёдкам» нужно помочь сначала себе самим, а не бабушкам. «Бабушка» и «собачка» в таком случае просто попадается «под горячую руку».
  2. Резкие движения. Резко увлекаются йогой, стоянием на гвоздях, любой деятельностью, которая имеет хоть какой-то намёк на чувствительность. «Селёдки» нередко вдруг внезапно женятся и также резко разводятся. Резко хотят обзавестись потомством, но получив потомство, «сбегают» от него в неизвестном направлении. Нередко приручают животное (могут прямо с улицы), а затем также бесцеремонно бросают его.
  3. Навязчивые идеи. Придумывают какой-то бизнес, который никому не нужен. Серьёзно думают о безосновательном переезде в другой город, страну. Вдруг задумываются о приёмном ребёнке, даже готовят документы, проходят ШПР. Есть истории с людьми, которые уже почти взяли ребёнка, но в последний момент говорят руководству детского дома: «Это Вы мне тут пытаетесь навязать этого ребёнка, это не моё личное желание! Я делаю возврат!» Представьте себе эмоции ребёнка, который увидел надежду, что нашёл семью. Но «селёдка» не думает в этот момент об эмоциях другого человека. Человек «мечется».
  4. Не умение показывать свои эмоции окружающим. Вместо спокойного соучастия с окружающим миром — выбирают стиль эпатажа и, нередко, гротеска. Очень часто — вид полного неучастия, закапсулированность, закрытость.
«Отсутствующие холодные селёдки» — это огромная аудитория, которой ещё предстоит найти себя, обрести чувствительность, краски этого мира. С которой нужно работать максимально аккуратно, не спекулируя ими. Ведь, когда они «придут в чувства», то увидят, в каких моментах и кто позволял себе те или иные излишества.

В следующей статье мы расскажем о другой аудитории, которую берут далеко не все психотерапевты, а если и берут, то увеличивают свою цену в два раза.

Интересное еще здесь: Психология.

Отсутствующие холодные селёдки.