Сегодня хочу поделиться размышлениями о современной школе и том, как к ней относятся дети и их родители. Я сама — мама восьмиклассницы, и с нетерпением жду летних каникул, потому что учебный год даётся нелегко. Порой кажется, что нервы на пределе.
Кто виноват в отсутствии интереса к учёбе?
Мой ребёнок, конечно, не идеален — учиться, как и многие сверстники, не очень хочет. Но возникает вопрос: в чём корень этой проблемы? Нежелание ребёнка, ошибки родителей или подход учителей? Кто должен пробуждать в детях любознательность и интерес к знаниям? Речь не об обязанности, а скорее о роли, которую каждый играет в этом процессе.
На мой взгляд, часто сами учителя невольно «гасят» детский энтузиазм, критикуя или не замечая стараний. Родители тоже вносят свой вклад: мы часто делимся разочарованиями дома, обсуждаем школьные проблемы, и дети, даже если не присутствуют при разговоре, всё слышат. Это формирует их отношение к школе. Но как иначе быть, если родители целый день на работе, а вечером хочется обсудить наболевшее? Особенно когда в школе происходят ситуации, которые сложно принять.
Реальные истории из школьной жизни
Начальная школа, 4 класс: Близится выпускной. Некоторые дети не могут на него прийти по разным причинам. Классный руководитель выводит их перед всем классом и заявляет: «Смотрите, это не наши товарищи, а предатели». Одни плачут, другие смеются. Возникает вопрос: можно ли назвать такого человека учителем? Как должен реагировать родитель? И что чувствуют дети, которых публично опозорили? Вряд ли после этого у них появится любовь к школе.
Средняя школа, 6 класс: Под конец четверти выясняется, что нужны оценки для исправления среднего балла. Ученик просит учителя о возможности исправить ситуацию, получает задание — подготовить доклад. Ребёнок весь вечер работает: повторяет тему, делает презентацию. На следующий день приходит к учителю, а в ответ слышит: «Зачем мне это? Я уже выставила оценки». Зачем давать задание, если принимать его не планировалось? Почему нельзя было сразу честно сказать, что время упущено?
Средняя школа, 8 класс: Два учителя на больничном. Средний балл по их предметам — 3,5, но в четверти ставят тройку. До конца учёбы ещё полторы недели, есть шанс улучшить результат. Ребёнок спрашивает у классного руководителя, как связаться с преподавателями. Ответ: «Не помрёшь и с тройкой походишь». Для чего тогда нужен классный руководитель, если не чтобы помочь в такой ситуации?
Что чувствуют дети?
Как после всего этого ребёнок должен относиться к школе? Какие эмоции испытывать? Уверена, подобные истории происходят не только в нашей школе. Мы сменили уже три учебных заведения: начальная школа по прописке, потом лицей (платное обучение), а сейчас — обычная, но сильная школа. И везде встречались похожие ситуации. Может, я слишком многого жду от системы образования?
Интересное по теме: Психология.
