Долгое время цирк оставался главным источником развлечений для широкой публики. В эпоху, предшествующую телевидению и интернету, далеко не все тяготели к опере или театру. Людей привлекали яркие, эмоциональные зрелища, позволявшие отвлечься от повседневных забот и погрузиться в мир чудес и удивительных трюков.
Золотой век цирка
Период с середины XIX до середины XX века по праву считается эпохой расцвета циркового искусства. В это время каждая уважающая себя европейская столица обзаводилась собственным стационарным цирком, а по миру гастролировали многочисленные труппы, соревнуясь в умении поражать публику.
В Великобритании почти полвека блистал цирк Бертрама Миллса. Его основатель происходил из респектабельной семьи, владевшей похоронным бизнесом. Сам Бертрам не планировал оставлять это прибыльное дело, и лишь его потомки дистанцировались от него, когда фамилия Миллс уже прочно ассоциировалась с индустрией развлечений.
Король британского цирка
К моменту своей смерти Бертрам Миллс был бесспорным королем британского цирка и главным шоуменом страны. Современники описывали его как коренастого, лысоватого человека с румяным лицом, седыми усами и проницательными голубыми глазами. Его визитной карточкой были васильки в петлице, без которых он, по воспоминаниям, казался бы «раздетыми».
Бросив школу в 15 лет, он помогал отцу в семейном бизнесе, уделяя особое внимание лошадям и каретам. Со временем он стал прекрасным наездником и признанным экспертом по лошадям, которого приглашали судить на международные выставки. При этом он продолжал работать гробовщиком. Цирк долгое время не входил в круг его интересов.
Рождение легенды из спора
Всё изменилось в 1920 году, когда друзья пригласили его на цирковое представление. Миллс скучал и остался крайне недоволен увиденным. В кругу друзей он заявил, что смог бы создать куда лучшее шоу. Один из знакомых заключил с ним пари на 100 фунтов стерлингов, что у того ничего не выйдет. Миллс принял вызов и вскоре объявил потрясённой семье, что через год даст представление в одном из лучших цирков Англии.
Поначалу он пытался пойти простым путём, пригласив готовую труппу, но контракт сорвался. Пришлось создавать шоу с нуля. И у него получилось! Миллс собрал под своей эгидой лучших и самых известных артистов. Дебют прошл с оглушительным успехом. Вскоре попасть в его шоу стало почётно для любого циркача. Кроме того, Миллс перед каждым сезоном устраивал грандиозные званые обеды для элиты, поднимая социальный статус цирка на невиданную высоту.
Интересное: Современное ортопедическое изделие, которое существенно упрощает жизнь женщин. .
Гастролирующий цирк-гигант
С 1930 года Миллс вместе с сыновьями запустил грандиозный передвижной цирк. Его огромная палатка немецкого производства, рассчитанная на 3000 зрителей, была оборудована по последнему слову техники. Теперь шоу стало доступно не только в Лондоне, но и в провинции, куда цирк перемещался по железной дороге.
Качество провинциальных выступлений ничуть не уступало лондонским, на которых нередко присутствовала королевская семья. Миллс с самого начала сделал ставку на качество как на главный козырь. В программе были дикие животные, дрессированные слоны, клоуны, факиры и акробаты. Он показывал величайшие аттракционы эпохи, но при этом беспощадно редактировал номера, чтобы зритель не заскучал. Если звезда обычно выступала 20 минут, у Миллса ей отводилось 5 — чтобы показать самое лучшее и уступить место следующему артисту.
Высочайшее качество, привлечение лучших мастеров, умелый пиар и покровительство королевской семьи (королева посещала его представления 59 раз!) сделали цирк Бертрама Миллса явлением в мире развлечений. Цирк просуществовал до 1967 года.
Аттракцион с женщинами-жирафами
И вот мы подходим к главной теме. Наряду с основными представлениями, в лондонском цирке Миллса действовал очень популярный аттракцион. В нём, наряду с умной гориллой, были выставлены «женщины с пластинчатыми губами из Конго» и «женщины с жирафьими шеями из Верхней Бирмы».
Именно о них и пойдёт дальнейший рассказ. С одной стороны, этих женщин выставляли как диковинку, экзотический экспонат наравне с животными. С другой — им хорошо платили, обеспечивали прекрасные условия жизни и медицинское наблюдение. Это создаёт сложный этический вопрос.
Трудно дать однозначную оценку. Сегодня туристы платят немалые деньги, чтобы поехать и увидеть таких женщин на их родине. В те времена, когда возможности для путешествий были ограничены, самих женщин привозили к публике, готовой платить за такое зрелище. Сами женщины, судя по всему, не чувствовали себя обиженными — напротив, они ощущали себя звёздами и открывали для себя новый мир.
Традиция племени падаунг
Эти женщины принадлежали к народу падаунг. С пятилетнего возраста (этот обычай существует и поныне) девочкам начинают надевать на шею металлические кольца. Визуально шея удлиняется, но на самом деле происходит деформация плечевого пояса, который опускается под тяжестью украшений. Согласно одной из легенд, если женщина изменит мужу, он снимет с неё кольца, и она умрёт от удушья или перелома позвонков. По другой версии, она останется жива, но будет ходить с повисшей головой, что считается великим позором.
Остаётся открытым вопрос: как относиться к такому аттракциону, учитывая все обстоятельства? Были ли эти женщины унижены и эксплуатируемы, или же им, в контексте своего времени, повезло?
Интересное еще здесь: Психология.
Портреты "женщин - жирафов" из лучшего в мире цирка 30-х годов..