Мир полярностей и путь золотой середины

От самообладания к стойкому равновесию

Путь вмещения противоположностей, избегая крайностей, называют «путём золотой середины». Середина, центр, нейтральное состояние в духовных практиках имеют особую ценность: именно в фокусе-центре встречаются восходящие от путника-ученика и нисходящие от учителя энергетические потоки, низшее одухотворяется высшим. Именно через центр временная горизонталь соприкасается с вертикалью-вечностью, а часть соединяется с целым.

КАДУЦЕЙ - Симметричное расположение змей и крыльев – образ равновесия противостоящих сил и гармоничного развития как низшего, телесного, так и высшего, духовного уровня.

Укоренение на духовной вертикали означало установление прочной связи с духовной Иерархией учителей, ведь каждый духовный учитель на лестнице восхождения является ведомым-учеником и имеет своего ведущего-учителя. Слово «совершенство», если посмотреть на приставку и корень, можно расшифровать как «совместное восхождение к вершинам».

Немногие находят себе учителей на Земле, немногие осознают, что кто-то или что-то его неявно учит, но у каждого человека есть его внутренний учитель — голос сердца-совести и голос интуиции. Их услышать можно лишь в тишине, когда фокус сознания сместится с восприятия внешнего шума повседневности на внутренний мир. Не зря христианские подвижники стремились овладеть состоянием священнобезмолвия — исихии.

На путь золотой середины выйти не просто, ведь человеческая природа крайне поляризована и внутренне, и внешне. Страсти и мучительные переживания, постоянные проблемы и сомнения, поток беспокойных мыслей заполняют внутренний мир человека, причину которых он склонен видеть во враждебном внешнем окружении.

Путь к равновесию — умеренность. В практиках накоплено множество методов сбалансирования эмоциональных энергий, если двигаться по шкале самосовершенствования:

— избегание конфликтных ситуаций (стрессов) и поддержка положительного настроя (главным образом, умеренной радости);

— смещение доминанты, замещение негативной эмоции более сильным чувством, другими словами, тактика вышибания по типу «клин клином»;

— неуклонное развитие положительного полюса;

— постепенная нейтрализация, сглаживание и изживание крайностей, усмирение эмоциональной невоздержанности;

— трансмутация отрицательного полюса чувства в положительный;

— медиация — нахождение посредников и выход за пределы конкретной поляризации энергий;

— стойкое самообладание как нейтральное состояние;

— бесстрастие как свободное управление преображёнными чувствами;

— глубокая нейтрализация в состоянии медитации.

Некоторые пояснения. На начальном этапе практик движение к центру-нейтралитету достигается приобретением умения избегать выражений сильных чувств, как отрицательных, так и положительных, ведь экстаз радости со временем обернётся экстазом разрушительного горя. Усиление положительного полюса сопровождается утончением чувственной природы (человек уже не может поступать безобразно или несправедливо), но при этом не следует забывать, что стоит усиливать и противоположный полюс, а именно защиту в отношении негативного влияния окружающей среды.

В овладении эмоциональными полярностями существенное значение придаётся:

— положительному труду (рукоделие, занятия искусствами и науками, физический труд);

— созданию благотворной среды путём избегания шумных кампаний, болтливых друзей и пр., выбору лучших возможностей, развития умения нейтрализовать конфликты и гармонизировать внешнее окружение;

— роли словесных формул;

— овладению приказами мысле-воли;

— духовным деланиям;

— постоянному памятованию духовного учителя, наставника, высшей силы.

Ступеней приобретения равновесия и нейтральности — множество, и начальные шаги в этом направлении связаны с развитием качества самообладания, понимаемого как динамическое равновесие. В пассивном состоянии самообладание можно определить как готовность всех сил организма действовать с полной отдачей в любой ситуации, а в активном творческом состоянии самообладание характеризуется равновесием напряжения всех сил организма.

Более высокие ступени равновесия сопровождаются расширением сознания и состоянием, которое на религиозном языке называли апатией или бесстрастием. «Истинно велик тот, кому всё равно — счастье или горе; кому всё равно — булыжник или золото; кому всё равно — приятное или неприятное; кому всё равно — хула или хвала», — утверждает индийская мудрость. Сознание мудреца находится вне мира двойственности, но может изнутри, из глубины латентной реальности управлять динамикой полярностей во внешнем мире.

Бесстрастие, или апатию, следует отличать от внешней сдержанности как показателя воспитанности человека.

Обратите внимание: В поисках золотой середины для нового двигателя....

При прекрасной внешней сдержанности внутренне страсти могут кипеть, но человек не подаёт и виду (старается это делать). Истинное бесстрастие означает полный внутренний покой чувств (да и потока беспорядочных, скачущих мыслей). Это состояние Вивекананда описывает так: «Тот человек идеален, который среди величайшей тишины и уединения находит самую напряжённую деятельность и среди напряжённой деятельности находит тишину и уединение пустыни. Он обрёл тайну самообладания: он имеет власть над собой. Он идёт по улицам большого города с его шумным движением, но ум его покоен, как будто он находится в пещере, куда ни один звук не долетает, и всё время ум его напряжённо работает».

Овладение чувствами и умом делает возможным пробуждение глубинных способностей, человек начинает слышать голос интуиции, приобретает способность правильного, мгновенного распознавания. Бесстрастие не означает лишённости вообще чувств, но их преображение и утончение, которые выражаются в формах синтетического мышления-чувствования, когда ведущим становится центр сердца. На языке православного исихазма процесс становления цельной, гармоничной личности именовался «сведением ума в сердце». Благодаря гармонизации внутренних состояний мысль приобретает силу вселенской энергии.

Самообладание можно оценить как фокус, в котором происходит переход от целостного видения ситуации, мгновенно-интуитивного схватывания и озарения к её локальному осознанию, преобразование глубинно-континуального в осознаваемо-дискретное («квантование смысла»). А для понимания методологии работы с принципом противоположностей отсюда приходит понимание значения нулевой точки-центра — отсутствия как присутствия иного, затухания внешней активности с тем, чтобы внутренне-глубинные энергии проявили себя.

Достигая равновесия, самообладания, бесстрастия, человек говорит с Вечностью. И тогда вступает в свои права язык недвойственности: через доброту человеческого поступка действует Вечная доброта, через человеческую любовь проявляется Вечная любовь и т.д. При достижении внутреннего самообладания скрытые сверхсознательные силы в человеке могут проецироваться на обычный ум и чувства. Человек приобретает качества мудреца, для которого различение добра и зла — дело мгновения Вечности, в себе всё содержащей.

Крест равновесия представляет собой высшее достижение, расцвет, конечное единство всего разнообразия жизни; он означает, к примеру, исчезновение пола в бесполости, победу человеческой души над всем тем, что препятствует её эволюции. Когда полное понимание всего того, что может символизировать крест равновесия, осеняет центр образного мышления обычного человека, тогда устанавливается связь между этим центром и тем центром мозга, через который действует божественная сила интуиции, и тогда же начинают проясняться смысл, способ проявления и неизмеримая важность действия закона противоположностей.

Главное, что приходит в такие моменты жизненного опыта человека, — это осознание абсолютной необходимости дойти до такой точки развития, где он уже не может быть поколеблен ни мнением, ни опытом, ни желанием какого-либо иного существа как проявленного, так и невидимого.

Герасимова И.А., доктор философских наук

Больше интересных статей здесь: Психология.

Источник статьи: Мир полярностей и путь золотой середины.