Проблема финансовой неосведомлённости у детей и подростков
В процессе преподавания я столкнулась с удивительным явлением: многие дети в возрасте 8-9 лет имеют крайне смутное представление о происхождении денег. Некоторые из моих учеников искренне полагают, что средства у родителей появляются «просто так» — достаточно подойти к банкомату. Они не осознают, что за большинством крупных покупок стоит труд, кредитные обязательства и необходимость возвращать заёмные средства с процентами. Например, девятилетний Лёша был уверен, что его отцу «где-то просто дают деньги», но объяснить, за какие заслуги, не смог. Это навело меня на мысль, что базовое понимание экономических процессов — что деньги нужно зарабатывать, что существуют инвестиции и кредиты — у многих детей полностью отсутствует.
Фото из открытых источников
Подростки часто не усваивают фундаментальный принцип: уровень потребления должен соответствовать уровню дохода. Желания необходимо соизмерять с реальными финансовыми возможностями. К сожалению, этому навыку не обучено большинство не только подростков, но и многих взрослых. Признаюсь, я и сама в студенческие годы, живя отдельно от родителей, могла потратить месячный бюджет за один день, а потом неделями экономить на самом необходимом.
Личный опыт: от импульсивных трат к финансовой дисциплине
Мой старший сын, Михаил, до 15 лет отличался тем, что деньги у него буквально «горели в кармане». Любая полученная сумма немедленно тратилась. Хотя, шутя, можно связать это с его знаком зодиака (Весы, которым свойственна «текучка» финансов), корень проблемы был в отсутствии финансовой дисциплины и планирования.
Миша подрабатывает в свободное время
Ситуация начала меняться, когда он поступил в техникум и начал подрабатывать курьером в «Яндекс Еде». Несмотря на регулярный заработок, деньги по-прежнему утекали. Кардинальный перелом произошёл, когда он устроился на авиазавод и стал получать стабильную, вполне приличную зарплату. Ключевым стало умение правильно распределять ресурсы и ставить финансовые цели.
Роль родителей в финансовом образовании
К сожалению, в российской школьной программе практически отсутствуют уроки финансовой грамотности. В то время как в многих европейских странах детей с ранних лет учат основам экономики, планированию бюджета и разумному обращению с деньгами, у нас эта важнейшая задача целиком ложится на плечи родителей. В современном мире финансовая безграмотность — это не просто невыгодно, но и потенциально опасно.
Играю с учениками в магазин на уроке английского языка
Осознавая, что рассчитывать в будущем только на государственную пенсию неразумно, я сама занялась формированием личных накоплений. Полученные знания я стала передавать своим детям. Мы обсуждали природу пассивного дохода от активов, скрытые риски и высокую стоимость кредитов, преимущества банковских вкладов и важность долгосрочного финансового планирования.
Практические инструменты: детская банковская карта
Для младшего сына, Тихона, я решила оформить дебетовую карту, которую многие банки сейчас предлагают для несовершеннолетних. Это дало двойной эффект: с одной стороны, я получила удобный инструмент для перевода денег на карманные расходы, с другой — мощный воспитательный инструмент для сына.
Главным преимуществом такой карты стала возможность установить ежемесячный лимит трат. Всё, что не было потрачено в течение месяца, автоматически отправлялось в «копилку» на счёте. Эта система научила Тихона многому:
- Контроль расходов: Он наглядно увидел, на что уходят его деньги, и смог выделить бесполезные траты.
- Дисциплина и планирование: Понимание, что если потратить весь лимит в первые дни, то до конца месяца останешься без средств, заставило его планировать покупки.
- Анализ и сравнение: Он начал сравнивать, сколько и каких товаров можно купить за одну и ту же сумму, учитывая их качество и сложность производства.
- Формулировка целей: Чтобы накопить на что-то значимое, пришлось научиться чётко определять свои желания и расставлять приоритеты.
Карта превратилась не просто в платёжный инструмент, а в тренажёр для развития финансовой ответственности и мышления.
Мои парни на отдыхе во Владикавказе
От сбережений к инвестициям: путь старшего сына
Вернёмся к Михаилу. Живя с родителями, он был избавлен от основных статей расходов взрослой жизни — оплаты жилья, коммунальных услуг, полноценного питания. Будучи человеком не меркантильным и не стремящимся к показной роскоши, он начал накапливать свободные средства от зарплаты. Его целью была покупка гаража для хобби — ремонта и тюнинга отечественных автомобилей.
Миша ремонтирует машину
После наших бесед о финансах у него проснулся самостоятельный интерес к этой теме. Он начал глубоко погружаться в мир инвестиций: проходил онлайн-курсы для начинающих брокеров, смотрел вебинары, читал специализированную литературу. Изучал основы биржевой торговли, экономические циклы и различные финансовые стратегии. В итоге он открыл брокерский счёт и начал регулярно откладывать часть зарплаты на покупку акций и валюты.
Здесь важно сделать акцент не на успехах в инвестировании (которые, безусловно, сопряжены с рисками, особенно для непрофессионала), а на кардинальном изменении отношения к деньгам. Главным результатом стало не количество купленных акций, а сформировавшаяся финансовая культура:
- Приоритет сохранения, а не траты: Исчезло желание моментально «спустить» деньги на сиюминутные удовольствия.
- Привычка тратить меньше, чем зарабатываешь: Это базовый принцип финансового благополучия, который он усвоил.
- Понимание механизмов кредитования: Он осознал, что кредит — это не «лёгкие деньги», а инструмент, который при неразумном использовании лишает финансовой свободы.
- Навыки диверсификации и планирования: Он научился распределять риски и планировать крупные расходы на месяцы вперёд.
Выводы и открытый вопрос
Опыт моей семьи показал, что целенаправленное финансовое воспитание даёт tangible результаты. Дети не «научатся сами» в школе жизни — в лучшем случае они набьют шишки, в худшем — приобретут вредные финансовые привычки. Обучение грамотному обращению с деньгами должно начинаться в семье, с простых и понятных инструментов, личного примера и открытых разговоров о финансах.
Как Вы считаете, нужно ли вводить уроки финансовой грамотности в школьную программу в качестве обязательного предмета, или же это — исключительно зона ответственности родителей? Поделитесь своим мнением в комментариях!
Обратите внимание: «Когда собираетесь завести детей?» как отвечать на раздражающие, некорректные и навязчивые вопросы о детях.
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: Деньги и подростки: как я научила своих детей разумно относиться к деньгам.