Тайные интриги и предчувствия: как встреча с Трубецким могла предотвратить восстание декабристов

Кадр из фильма «Наполеон», 2002 года.

Скрипучая, старая карета, лишённая бархатной роскоши, остановилась у дворца. Из неё вышел князь Сергей Петрович Трубецкой — фигура лощёная и блистательная, словно огранённый алмаз высшего света. Его плечи покрывала лёгкая накидка, холодно переливавшаяся при свете. Сам вид этого непрезентабельного экипажа вызвал у императора Александра I не столько напряжение, сколько искреннее недоумение. С каких пор князь, известный своей надменностью, стал появляться так скромно, почти конфиденциально?

Александр не был близок с Трубецким. Он знал его как храброго участника Бородинского сражения и других битв с Наполеоном. Однако на безупречной репутации князя лежали два тёмных пятна: его принадлежность к масонской ложе «Трёх Добродетелей» и странная непричастность к восстанию Семёновского полка, благодаря которой он сумел сохранить своё положение. Для Александра, который и сам был не чужд масонских идей, Трубецкой казался человеком крайне ненадёжным — красивой оболочкой, скрывающей опасное содержание.

Встреча двух миров

Мужчины встретились прохладно, соблюдая светские условности. Однако лёгкое пренебрежение Александра к непунктуальности гостя явно задело Трубецкого. Император любил пространные речи, используя их как инструмент дипломатии и проверки терпения собеседника. Но сегодня, в стенах Николаевского зала, его насторожило само присутствие князя, обычно появлявшегося на мероприятиях в самый разгар веселья, а теперь прибывшего одним из первых.

Разговор завязался не столько по необходимости, сколько от взаимной неуютности. Александр, возможно, подсознательно завидовал везучести Трубецкого, его умению обходить острые углы, что было непозволительной роскошью для самого императора. Князь же, в свою очередь, начал с изысканных комплиментов, постепенно переводя беседу на тему служения Отечеству, критикуя беспутное окружение министров и намекая на необходимость нового порядка.

Корни недовольства

Александр прекрасно понимал, к чему клонит Трубецкой. Молодые, талантливые представители элиты, к которым принадлежал и князь, пережили глубокое разочарование. После победоносной войны с Наполеоном, воспринимавшимся как олицетворение тирании, они ждали перемен, обновления страны. Но вместо этого наступила эпоха консерватизма и реакции. Россия, вынесшая на своих плечах основную тяжесть войны и спасшая Европу, не получила ни политических дивидендов, ни внутренних реформ. Титул «спасительницы Европы» достался Англии, а русский народ, сплотившийся против внешнего врага, не получил обещанной воли.

Император осознавал растущее недовольство. Он знал о существовании тайных кружков и «Ордена русских рыцарей», за которым уже присматривал Бенкендорф. Трубецкой, бывший член таких сообществ, вовремя от них открестился, и теперь предстать обвиняемым не мог. Александр размышлял: а нужно ли его обвинять? Сам он начинал правление с либеральных идей, но теперь видел в конституционных мечтах молодых аристократов лишь опасную утопию, «камень на шее», способный утопить и без того шаткий государственный корабль.

Он боялся не «безмозглой черни», а просвещённой элиты, помня трагический пример своего отца, Павла I. Слияние недовольных аристократов с другими силами могло привести к потопу, после которого ему уже было бы всё равно.

Обратите внимание: Вещи, которые женщина делает только с мужчиной, которого любит.

Бал как поле битвы

Пока император и князь вели свой осторожный диалог, зал постепенно наполнялся гостями. Начался бал — пёстрое, блистательное действо, где смешались высший свет, офицеры, иностранные дипломаты и светские кокетки. Подняв бокал, Александр официально открыл вечер. В этот момент дверь распахнулась, и в зал эффектно вошёл граф Алексей Фёдорович Орлов, сопровождаемый никому не известным молодым человеком в скромном морском мундире.

Император тут же отдал Бенкендорфу распоряжение выяснить личность незнакомца. В это же время в зал прибыл и брат Александра, великий князь Николай. Неуклюже столкнувшись с дамой в синем платье и опрокинув на неё шампанское, он, смущённый, направился к Орлову, стараясь сохранить достоинство.

Кадр из сериала «Анна Каренина», 2013 год.

Начало истории

Больше интересных статей здесь: Психология.

Источник статьи: Восстание, которого могло бы не быть.