Тема отношения к работе — любимой или нелюбимой — снова всплывает в мыслях. На этот раз поводом для раздумий стало посещение обычной районной поликлиники.
Ожидая приёма у участкового врача, я наблюдала за «живой очередью», которая, впрочем, почти не двигалась. Врачи немного задерживались — минут на пятнадцать. У них могут быть срочные вызовы, общение с пациентами в коридоре или другие непредвиденные обстоятельства. Однако очередь начинала роптать: в три кабинета ожидало около восемнадцати взрослых, не считая детей с родителями.
Пожилая женщина, наблюдая за неторопливыми движениями медработников по коридору, вынесла суровый вердикт:
— Дисциплины у нас нет, и хороших врачей тоже. Не любят они свою работу! Лишь бы день прошёл! Они же с людьми работают, должны бы уважительно относиться. Людей надо любить, а им на нас наплевать, никому мы не нужны.
Её монолог остался без поддержки. Я тоже не стала вступать в спор — предпочитаю размышлять.
Две стороны одного вопроса
Почему они должны нас любить?
и
Как определить любовь врача к своей работе?
Вот они, врачи: внешне спокойные и вежливые. А очередь стоит не потому, что они плохо работают, а потому что в кабинете завис компьютер. Мы живём в цифровую эпоху, и сегодня врач без работающего компьютера подобен пожарной машине без воды. Времена, когда направления писали от руки неразборчивым почерком, ушли. Теперь всё на бланках с печатями, данные заносятся в базу. Цивилизация, хоть и со сбоями — особенно если интернет медленный.
Тем временем кто-то проходит без очереди «только спросить». Это занимает несколько минут. Лично я не возражаю — всё равно из-за проблем с базой ждать приходится.
Вдруг в коридоре раздаётся громкий возмущённый голос женщины:
— Врач здесь?
— Займите очередь!
— Да мне только поругаться!
И тут из глубин моего обычно спокойного сознания неожиданно выскочил внутренний чертёнок:
— Если только поругаться, тогда вы за мной!
— Как за вами? За вами я занимал! — встрепенулся мужчина из очереди.
— Вы за мной на приём, а поругаться у нас другая очередь! — невозмутимо парировал мой внутренний голос.
Обычно я его сдерживаю, но в этот раз даже не сделала замечания, просто уткнулась в телефон. И что же? Женщина вместо скандала смутилась, затем вежливо стала спрашивать у окружающих разрешения:
— Я просто спрошу...
Она спокойно зашла в кабинет, тихо поговорила с доктором и так же спокойно вышла, сказав «Спасибо». Вот ведь — могут же быть взаимно вежливыми, когда захотят!
Профессионализм вместо сантиментов
Позже зашла мама с двухлетним ребёнком за справкой в детский сад. Врач осмотрела малыша, была ласкова с ним и вежлива с матерью, но справку не выписала. Родительница уверяла, что за выходные ребёнка долечит, и в понедельник он будет здоров. «Почему нельзя выписать справку сейчас? Зачем приходить ещё раз?» — настаивала она. Врач терпеливо объясняла про возможные осложнения и твёрдо стояла на своём: в понедельник в сад идти нельзя.
Мама вышла недовольная, а я прониклась уважением к врачу. В детских коллективах воспитатели и родители устали бороться с недолеченными насморками и кашлями, которые приводят к новым волнам заболеваний.
Наблюдая за людьми в белых халатах, я видела, что они просто выполняют свою работу. О какой «любви» говорила та женщина? Как она должна проявляться? На мой взгляд, любовь к работе у любого специалиста проявляется прежде всего в мастерстве и профессионализме. Способны ли медики любить свою работу в том смысле, в котором понимаю это я?
Взгляд из другой профессии
Я работаю воспитателем в детском саду. Для меня работа — это детские улыбки, удивлённые глаза, нежные ладошки. Это игры, песни, наблюдение за облаками и бег наперегонки с бабочками. Всё это мне искренне нравится, я это люблю. Есть и другая сторона: составление конспектов, разработка проектов и сценариев, проведение мониторинга, ведение документации. Но и эту часть я делаю с радостью, потому что работаю на результат. Моя награда — искренняя детская любовь и уважение родителей.
А что получает врач, кроме зарплаты? Благодарность пациентов? Глядя на людей в поликлиническом коридоре, о благодарности думается нечасто. В крайних ситуациях — после удачной операции или благополучных родов — люди действительно бывают благодарны хирургу или акушеру. Но что видит обычный участковый терапевт? Ежедневный поток людей, среди которых встречаются и скандальные, и просто неприятные. Улыбаться и радоваться каждому пациенту они вряд ли будут. И уж точно не обязаны любить нас только потому, что «работают с людьми».
Лично мне достаточно, если медицинские работники качественно выполняют свои обязанности, оставаясь при этом вежливыми и спокойными. В современных условиях это уже ценность.
Возможно, кто-то со мной не согласится, но это моё субъективное мнение, основанное на увиденном.
Всем, кто дочитал до конца, я желаю здоровья! А ещё — терпимости и уважения к окружающим, независимо от того, кем вы работаете!
Подписывайтесь на канал и оставляйте комментарии, если вам есть что сказать! Ваше мнение важно для наших читателей.
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: Должны ли мы любить свою работу?.