Лидия Александровна работала в музыкальном училище преподавателем одной из теоретических дисциплин(музыкальной литературы). Когда-то в юности, будучи студенткой первого курса фортепианного отделения этого училища, она "переиграла" руки из-за чрезмерной нагрузки(программа произведений для переводного экзамена была неверно подобрана, без учета ее технических возможностей), поэтому ей пришлось перевестись на теоретическое отделение( способности позволяли) и продолжать учиться в этом направлении. Карьера пианистки для нее закончилась, так и не успев, как следует, начаться.
В музыкальной школе она подавала большие надежды, была победительницей нескольких городских конкурсов, в престижное училище девушка поступила с легкостью в числе первых, и потому дальнейшее благоприятное развитие событий предполагалось само собой разумеющимся, но...Все сложилось не так, как мечталось. Увы!...
Юная Лида смирилась с этим неутешительным фактом и направила весь свой энтузиазм на освоение теоретических дисциплин, закончила училище, потом консерваторию в одном из столичных городов и вернувшись, стала работать преподавателем-музыковедом в родном училище достаточно успешно. А мечта о карьере пианистки так и продолжала жить, ютясь на задворках души....
Когда еë дочке Леночке исполнилось пять лет, Лидия Александровна отвела ее на прослушивание в недавно организованную спец. школу для одаренных детей при училище.Способности Леночки высоко оценили, и еë приняли в ряды учеников этой школы. Лидия Александровна ликовала!.. Она сама не смогла стать пианисткой, но Леночка всенепременно станет!.. Через дочку реализуется еë желание!..
Фото автораДо пятнадцати лет Леночка серьезно занималась музыкой. Она проводила за инструментом много часов, постоянно упражняясь, постоянно разучивая все более и более сложные произведения. Играла она технически очень хорошо, неоднократно побеждала на всевозможных городских конкурсах и однажды получила звание лауреата на заграничном конкурсе.
Вся ее жизнь строилась на принципе "надо заниматься", свободного времени не было вообще. Никто даже и не сомневался, что по окончании спец. школы для одаренных детей Леночка будет учиться дальше.
Каково же было удивление Лидии Александровны в тот день, когда Леночка получила аттестат об окончании школы и категорически заявила, что всë. На этом с музыкой всë. Дальше она учиться в этой сфере не намерена.
Интересное: Мы живём, будто играем в игры. Берём курс на понижение ставок.
Лидия Александровна попыталась надавить на дочь, вразумить еë. В ответ же получила резкий отпор и обвинения в том, что у неë(у Леночки) не было нормального детства, что все дети во время каникул весело проводили время, играли, веселились, развлекались, а она(Леночка) была как прикованная к этому проклятом деревянному ящику." Заниматься!.. Надо заниматься!.. Впереди конкурсы!.. Надо выступить!... Надоело!.. " - выкрикивала Леночка потрясëнной матери. Особенно же возмущалась Леночка против учительницы по специальности, у которой она училась последние полтора года, и у которой она должна была впоследствии учиться в училище. Эта дама отличалась жëстким подходом, любила "опускать" учеников при случае, с щедростью раздавая эпитеты "бездарность", " бездарная игра", "дурновкусие" и пр.
Лидия Александровна была наслышана о подобном поведении этой учительницы, но считала, что еë дочь поладит с ней, потому что, во-первых, Леночка одарëнная, об этом многие неоднократно говорили, а во-вторых, считала Леночку очень устойчивой к такого рода воздействиям. Она даже и помыслить не могла, что всë повернëтся вот таким вот образом.
Лена сумела настоять на своем, после выпускного экзамена, она не прикасалась к инструменту несколько лет. Она поступила в университет на биологический факультет и с удовольствием там училась. А Лидии Александровне пришлось принять этот факт, хотя это и было очень трудно. Что ж...Так бывает... Дети хоть и являются продолжением своих родителей, но они не обязаны быть заложниками их желаний и амбиций.
Может быть, события и могли бы сложиться по-другому, если бы у девочки был другой педагог.Более чуткий, более человечный. И дома бы занятия строились на более гибкой основе, без фанатизма, без диктата. К сожалению, выражение "искусство требует жертв" многие родители понимают слишком буквально, делая ее частью своей жизненной философии, и потому зачастую получают весьма неутешительные результаты. Примеров много - Алексей Султанов, Ника Турбина, Полина Осетинская...
Благодарю за внимание, уважаемые читатели, и буду признательна, если вы поделитесь своим мнением и размышлениями в комментариях.
Чтобы почитать другие мои статьи, переходите сюда.
Интересное еще здесь: Психология.
Дети - это продолжение родителей, но разве они должны быть заложниками их желаний и амбиций?. .