Мобилизация культуры против фашизма
В предвоенные годы советская пропагандистская машина работала на полную мощность, формируя в обществе образ фашизма как абсолютного зла. К этому процессу были подключены все творческие силы: писатели, поэты, журналисты, историки и кинематографисты. На экраны выходили откровенно антигерманские фильмы, такие как «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна, напоминавший о вековом противостоянии с немцами, или «Профессор Мамлок», обличающий ужасы нацизма. Поэты, включая Лебедева-Кумача, сочиняли стихи, полные готовности дать отпор «фашистским гостям». В результате к концу 1930-х в СССР выросло целое поколение молодежи, воспитанное в духе яростного антифашизма, готовое с оружием в руках защищать идеалы прогрессивного человечества в Испании или Чехословакии.
Шоковый поворот 24 августа 1939 года
Вся эта идеологическая конструкция рухнула в одночасье. Подписание пакта Молотова—Риббентропа 23 августа 1939 года кардинально изменило официальный курс. С нуля часов 24 августа Гитлер из «кровавого исчадия ада» превратился в «лучшего друга советского народа», как об этом объявила газета «Правда». Этот разворот на 180 градусов стал шоком для общества, особенно для молодежи, чьи идеалы были буквально вывернуты наизнанку. Власти потребовали немедленно свернуть всю антифашистскую пропаганду. Фильм «Александр Невский» был снят с проката, из театров исчезли антифашистские спектакли, а из репертуара — соответствующие стихи и песни.
Реакция общества и карательная машина
Не все граждане смогли мгновенно перестроиться. В сводках НКВД фиксировались растерянные и возмущенные высказывания. Инженеры, директора фабрик, военные открыто выражали недоумение: как после лет разоблачений можно было вдруг начать дружить с «погромщиками»? Особо проницательные, как младший командир Семенов или начальник кафедры Волков, верно угадывали истинные цели пакта — развязать Германии руки для нападения на Польшу и тайный раздел ее территории. За подобные «провокационные» мнения и «недопонимание линии партии» следовали аресты. Показательна судьба дипломата Николая Иванова, который, спасая от гестапо коммунистов в Париже, не угодил новому курсу на дружбу с фашизмом и получил пять лет лагерей уже в 1941 году, в разгар войны с Германией, — за «антигерманскую пропаганду», совершенную в 1940-м.
Новая пропагандистская реальность: оправдание агрессии
Партии срочно потребовалась новая объяснительная версия для народа. Ею стала трактовка пакта как «Брестского мира №2» — временной передышки для подготовки к будущей войне. Параллельно шла тотальная информационная зачистка: изымались и уничтожались книги, где фашисты изображались как «террористы и бандиты». Когда 17 сентября 1939 года СССР вслед за Германией вторгся в Польшу, пропаганда мгновенно переключилась на оправдание агрессии. Польшу объявили «уродливым детищем Версаля» и «фашистским государством», а поход Красной Армии — «освободительным», призванным спасти братьев-белорусов и украинцев от «панского ига». Войны стали делить на справедливые и несправедливые, причем любое действие СССР автоматически попадало в первую категорию. Полевой устав 1939 года открыто провозглашал: «Красная Армия будет самой нападающей из всех когда-либо нападавших армий».
Формирование «красного империализма»
Успешные, хотя и дорого давшиеся, кампании в Польше и Финляндии породили в армейской среде новое настроение, которое в донесениях НКВД метко окрестили «красным империализмом». Офицеры, почувствовав силу, начали говорить о восстановлении границ царской России и миссии по «несению цивилизации» подобно британским колонизаторам. Эта уверенность в собственной силе и правоте, тщательно взращиваемая пропагандой, стала важным психологическим фактором накануне грядущих, еще более масштабных испытаний. Таким образом, за считанные месяцы сталинскому режиму удалось не только демонтировать прежнюю идеологическую конструкцию, но и создать новую, направленную на оправдание экспансии и воспитание в обществе и армии духа воинствующего, агрессивного патриотизма.
Интересное еще здесь: Психология.
Инсценировка называется «Снятие начальника». .
