Как реагировать на “плохие” оценки

Очень многие родители, мои родители, а когда-то и я сам, при виде в дневнике своего ребенка неудовлетворительную, по нашему мнению, оценку испытывали отрицательные эмоции и непреодолимое желание помочь ребенку исправить эту оценку, наставить на путь истинный, восстановить баланс вселенной, воспитать хорошего умного человека. Как результат, обычно это заканчивается ссорой, скандалом, слезами, соплями, обидой и отстранением.

Это наше стремление и методы помочь и воспитать приводит к тому, что у ребенка формируется понимание, что оценка важнее знания. И не важно чья оценка, школьная или родителей. Дети начинают «охотиться» за оценкой и похвалой, а так как они довольно изобретательны, тратят свою энергию не на получение знаний, а на поиск способа получить одобрение любой ценой. Начинают испытывать яркие эмоции не от полученных знаний, а от оценки. И все это укореняется и вырастает в комплексы неполноценности и кучу эмоциональных проблем в отношениях и не только.

Разве этого мы желаем своим детям? Посмею предположить, что нет.

Что же с этим делать.

1. Научиться не набрасываться на ребенка с критикой/поддержкой/помощью. Ребенок и так испытал стресс сначала от оценки, потом от осознания, что же будет дома. Помните, что вам это может казаться не значительным, но это на фоне прожитых лет. Для ребенка «плохая» оценка это катастрофа. Некоторые даже думают об уходе из дома или суициде, когда получают «плохую» оценку. Так что Ваше понимание состояния ребенка в этот момент будет весьма кстати.

2. Научиться давать отражение эмоциям, которые испытывает ребенок. Помним, что у него сложилось впечатление, что когда у него «хорошие» оценки, он хороший, а когда оценка «плохая», то и ребенок плохой. Отражение эмоций нужно для того, чтобы уходить от этого восприятия и дать ребенку понять, что его понимают, и школьная оценка — это не конец света, важно именно Ощущение безопасности. Что бы дать нужное отражение, с ребенком нужно спокойно поговорить. При этом ребенок может говорить совсем не спокойно, может и огрызаться, может и не говорить.

Интересное:  «Осечки» бывают у каждого: как реагировать на неудачи партнера в сексе .

Сразу говорить тоже не обязательно, можно спросить, когда он будет готов поговорить.

3. Что говорить:

а. Некоторые задания совсем не просто решить.

б. Тебе, наверное, было очень страшно на контрольной.

в. Ты может быть боишься, что мы в тебе разочаруемся?

г. Нам прекрасно известно, что некоторые предметы даются с большим трудом.

д. Когда контрольная закончилась, ты, наверное, почувствовал облегчение, что это наконец закончилось.

е. Мы верим в то, что ты будешь очень стараться.

ё. Я очень горжусь тем, что ты продолжаешь стараться.

Думаю, суть понятна. В этом стоит поупражняться. У меня не сразу получилось выделять истинные эмоции из внешних реакций ребенка.

Что мы получаем, выражая понимание — снижение эмоционального напряжения и Вашего и ребенка. Даем ребенку ресурс к освоению новых знаний. Отсутствие скандала. Укрепляем детско-родительские отношения.

Возраст: 6-14

Интересное еще здесь: Психология.

Как реагировать на “плохие” оценки.