Реальная история о том, как мы научили ребёнка аккуратности
В нашей семье растут трое детей. Если представить, сколько неожиданных ситуаций создаёт один ребёнок, и умножить это на троих, то можно понять масштаб родительских задач, с которыми мы сталкиваемся ежедневно.
К счастью, наши дети родились не одновременно, а с промежутками. Поэтому к моменту, когда у нас собралась полноценная «детская команда», мы с супругой уже успели набраться некоторого родительского опыта.
Больше всего, конечно, пришлось экспериментировать со старшей дочерью. Именно на ней мы опробовали наибольшее количество педагогических методов, не все из которых оказались удачными.
Сейчас старшей уже 9 лет, младшему — 6, то есть общий стаж нашего родительства приближается к десяти годам. Но, несмотря на этот солидный срок, мы всё ещё далеки от идеала и продолжаем учиться.
Ценный совет от опытного наблюдателя
Недавно к нам в гости приехал тесть — человек с необычными способностями, особенно в спортивной сфере. Хотя у него нет официальных наград, его физические показатели, например количество приседаний за подход, впечатляют даже профессиональных спортсменов.
Поскольку он не живёт с нами постоянно, его взгляд на нашу семейную жизнь оказался свежим и незамыленным. Он стал замечать особенности в наших отношениях с детьми.
Интересное: Быстрые способы заставить ваш дом благоухать.
Благодаря его деликатным замечаниям мы стали эффективнее взаимодействовать с нашими непоседами. Об одном особенно полезном приёме я хочу рассказать подробнее.Ситуация, которая всё изменила
Как-то раз мы всей семьёй сидели на кухне за обедом. Младший сын, как обычно, вертелся и не сидел на месте, и в результате его тарелка с супом оказалась на полу. Результат предсказуем: осколки, лужа и испорченное настроение.
Мы, как обычно, отчитали ребёнка, быстро убрали последствия его неосторожности вместе с женой и продолжили трапезу. Но тесть спокойно, без лишних эмоций, заметил, что если позволить человеку самому исправить свою ошибку, педагогический эффект будет значительно выше.
Сначала было трудно сдержаться и не сделать всё привычным способом, но мы решили попробовать.
Практическое применение метода
Когда подобная ситуация повторилась (а это случилось довольно скоро), я попросил младшего самостоятельно убрать за собой. Конечно, сначала у него получалось неидеально, но он справился с задачей.
Самое удивительное, что после этого случая тарелки перестали у него падать. Видимо, осознание ответственности за последствия своих действий оказалось лучшим учителем.
Вывод, который мы сделали
Если дать ребёнку возможность самостоятельно исправить свою оплошность, это не только решает сиюминутную проблему, но и способствует развитию ответственности, самостоятельности и уверенности в своих силах.
Вот такой простой, но эффективный педагогический приём, который можно назвать «ненасильственным воспитанием». А какие методы успешного взаимодействия с детьми используете вы?
До новых встреч!
Ваш Андрей Федяев
Интересное еще здесь: Психология.
Как заставить малолетних бандитов слезть с шеи родителей.