Детские капризы: манипуляция или незрелость нервной системы?

Многие родители сталкиваются с распространенным убеждением: если ребенок плачет, капризничает и не успокаивается, значит, он сознательно манипулирует взрослыми. Действительно ли детский каприз равен манипуляции? Давайте разберемся в этом вопросе, опираясь на психологию развития.

Каприз vs. Манипуляция: в чем разница?

Для начала важно разделить эти понятия. Каприз — это чаще всего малообоснованное, эмоциональное желание, продиктованное сиюминутным состоянием. Манипуляция же — это сложное, продуманное поведение, включающее скрытые или обманные действия для достижения цели. У детей дошкольного возраста, в силу незрелости мозга, первое встречается неизмеримо чаще второго.

Почему ребенок не может просто «взять себя в руки»?

Ключ к пониманию детских истерик лежит в особенностях работы нервной системы. Психика человека опирается на два основных процесса: возбуждение и торможение. У детей примерно до 6-7 лет процессы возбуждения (⚡) значительно преобладают над способностью к торможению (💫).

Торможение бывает внешним (реакция на окружающие стимулы) и внутренним (основанное на волевом усилии). Внутренний контроль развивается позже, и именно к школьному возрасту ребенок постепенно учится саморегуляции. Таким образом, если дошкольник раскапризничался, помочь ему успокоиться — прямая задача взрослого. Оставлять его одного с этой бурей эмоций — все равно что требовать от него знаний высшей математики.

Как правильно поддержать ребенка: практическая стратегия

Подход к успокоению закладывает фундамент будущей эмоциональной устойчивости ребенка. Повзрослев, он будет поддерживать себя так, как когда-то поддерживали его вы. Поэтому угрозы («сейчас милицию позову!») или приказы («немедленно прекрати!») — неэффективны и вредны.

Вот пошаговая стратегия, которая требует от родителя в первую очередь понимания своих собственных чувств:

  1. Успокойтесь сами. Помните правило из инструкций в самолете: «Сначала наденьте кислородную маску на себя, потом на ребенка». Ваше состояние напрямую влияет на состояние ребенка. Дети тонко чувствуют фальшь.
  2. Попробуйте понять причину. Мысленно встаньте на место ребенка. Что он хочет на самом деле? Может, он устал, испуган, голоден, злится или просто нуждается во внимании?
  3. Назовите чувство вслух. Скажите: «Я вижу, что ты сейчас очень расстроен» или «Похоже, ты устал». Часто факта, что его эмоции увидели и признали, уже достаточно, чтобы накал страстей снизился.
  4. Дайте время на проживание эмоции. Помогите ребенку безопасно отреагировать чувство, дайте понять, что его потребность услышана.
  5. Создайте позитивную мотивацию. Объясните, зачем сейчас нужно успокоиться, и пообещайте за совместные усилия что-то приятное (например, прочитать книгу или вместе поиграть). Обязательно выполните обещание.

Интересное: Манипуляторы среди нас - как действует прием "Спасательный круг".

Помните: детский каприз — это не вызов вашему авторитету, а просьба о помощи, которую ребенок пока не может выразить иначе. Ваша спокойная поддержка — лучший урок саморегуляции, который вы можете ему дать.

Интересное еще здесь: Психология.

Маленькие манипуляторы?.