Многие родители сталкиваются с распространенным убеждением: если ребенок плачет, капризничает и не успокаивается, значит, он сознательно манипулирует взрослыми. Действительно ли детский каприз равен манипуляции? Давайте разберемся в этом вопросе, опираясь на психологию развития.
Каприз vs. Манипуляция: в чем разница?
Для начала важно разделить эти понятия. Каприз — это чаще всего малообоснованное, эмоциональное желание, продиктованное сиюминутным состоянием. Манипуляция же — это сложное, продуманное поведение, включающее скрытые или обманные действия для достижения цели. У детей дошкольного возраста, в силу незрелости мозга, первое встречается неизмеримо чаще второго.
Почему ребенок не может просто «взять себя в руки»?
Ключ к пониманию детских истерик лежит в особенностях работы нервной системы. Психика человека опирается на два основных процесса: возбуждение и торможение. У детей примерно до 6-7 лет процессы возбуждения (⚡) значительно преобладают над способностью к торможению (💫).
Торможение бывает внешним (реакция на окружающие стимулы) и внутренним (основанное на волевом усилии). Внутренний контроль развивается позже, и именно к школьному возрасту ребенок постепенно учится саморегуляции. Таким образом, если дошкольник раскапризничался, помочь ему успокоиться — прямая задача взрослого. Оставлять его одного с этой бурей эмоций — все равно что требовать от него знаний высшей математики.
Как правильно поддержать ребенка: практическая стратегия
Подход к успокоению закладывает фундамент будущей эмоциональной устойчивости ребенка. Повзрослев, он будет поддерживать себя так, как когда-то поддерживали его вы. Поэтому угрозы («сейчас милицию позову!») или приказы («немедленно прекрати!») — неэффективны и вредны.
Вот пошаговая стратегия, которая требует от родителя в первую очередь понимания своих собственных чувств:
- Успокойтесь сами. Помните правило из инструкций в самолете: «Сначала наденьте кислородную маску на себя, потом на ребенка». Ваше состояние напрямую влияет на состояние ребенка. Дети тонко чувствуют фальшь.
- Попробуйте понять причину. Мысленно встаньте на место ребенка. Что он хочет на самом деле? Может, он устал, испуган, голоден, злится или просто нуждается во внимании?
- Назовите чувство вслух. Скажите: «Я вижу, что ты сейчас очень расстроен» или «Похоже, ты устал». Часто факта, что его эмоции увидели и признали, уже достаточно, чтобы накал страстей снизился.
- Дайте время на проживание эмоции. Помогите ребенку безопасно отреагировать чувство, дайте понять, что его потребность услышана.
- Создайте позитивную мотивацию. Объясните, зачем сейчас нужно успокоиться, и пообещайте за совместные усилия что-то приятное (например, прочитать книгу или вместе поиграть). Обязательно выполните обещание.
Интересное: Манипуляторы среди нас - как действует прием "Спасательный круг".
Помните: детский каприз — это не вызов вашему авторитету, а просьба о помощи, которую ребенок пока не может выразить иначе. Ваша спокойная поддержка — лучший урок саморегуляции, который вы можете ему дать.
Интересное еще здесь: Психология.
