Тревожный тренд: почему в моде демонстративная безграмотность и как это влияет на детей

Современный медиаландшафт всё чаще предлагает парадоксальные модели успеха. На смену образам образованных и талантливых людей приходят персонажи, чья популярность зиждется на откровенной безграмотности и инфантильном поведении. Это не просто смешные интернет-мемы, а тревожная тенденция, которая формирует у подрастающего поколения искажённые жизненные ориентиры.

Реальность, опережающая сатиру

Казалось бы, абсурдные видео, где студент с синдромом Дауна едет на математический саммит или учителя увольняют за спор о результате сложения, — это преувеличение. Однако, присмотревшись к нашему информационному полю, понимаешь: мы живём в эпоху, где подобные сюжеты недалеки от истины. Детям с экранов активно внушают, что интеллект и знания — это необязательный багаж на пути к славе и богатству.

Целые индустрии, вроде домов тиктокеров, культивируют образ «успешного глупца». Медийные личности с многомиллионной аудиторией зачастую гордятся своим нежеланием читать книги и демонстрируют вопиющую неосведомлённость в базовых вопросах истории и культуры. Яркий пример — эпизод с Аней Покров, которая на вопрос о Надежде Крупской предположила, что это певица, а затем «блеснула» эрудицией, назвав её «женой Крупского».

Популярность вместо компетентности: новые «эксперты»

Особую тревогу вызывает не просто факт популярности таких людей, а их стремительная легитимация в качестве экспертов в областях, где у них нет ни образования, ни опыта. Когда Ольгу Бузову, не имеющую ни вокальных данных, ни актёрского таланта, приглашают во МХАТ или на спортивные передачи в роли не гостя, а спикера, это сигнализирует о глубоком кризисе критериев. За подобными карьерами часто стоят влиятельные продюсеры, которым выгодно продвигать управляемых и «удобных» медиаперсон. А детям преподносят это как историю успеха, маскируя отсутствие реальных достижений разговорами о «трудолюбии», которое на деле сводится к активности в соцсетях.

Инфантилизм как норма и тяжёлая артиллерия пропаганды

Ситуация усугубляется, когда инфантильное поведение (слёзы или хамство в ответ на критику, как в случае с Бузовой и Губерниевым) не порицается, а, наоборот, находит поддержку у части общества. Взрослого человека с интеллектом семилетнего ребёнка начинают жалеть и оправдывать, что окончательно стирает границы между детством и зрелостью.

Эта тенденция получает поддержку и со стороны маститых звёзд шоу-бизнеса. Филипп Киркоров, обладатель множества государственных званий, включая «народный артист», активно пропагандирует ЛГБТ-повестку, что идёт вразрез с традиционными ценностями общества, от имени которого он получил эти регалии. Это создаёт опасный прецедент, когда моральный авторитет используется для продвижения спорных идей.

Таким образом, абсурдные ролики оказываются не выдумкой, а отражением реальности. В сознание молодёжи, как вирус, внедряется простая формула: чтобы быть успешным и «своим», нужно безоговорочно принимать любые, даже самые нелепые утверждения с экрана. Сомневающийся или мыслящий критически рискует быть заклеймённым как «нелояльный» или «негибкий».

Альтернатива есть: воспитание критического мышления

Однако у родителей и общества есть мощный инструмент противодействия этой тенденции. Ключ — в живом общении и формировании у детей системы истинных ценностей.

Читайте с детьми хорошие книги, смотрите и обсуждайте качественное кино, делитесь семейными историями, привлекайте к беседам старшее поколение. Именно сейчас, в эпоху информационного шума, от нас зависит, какими вырастут наши дети. Важно объяснять им, что популярность в TikTok — это сиюминутный феномен, выгодный в первую очередь платформам и продюсерам. Из миллионов пользователей единицы получают огромные гонорары, в то время как для остальных бесконечный скроллинг коротких видео становится путём к цифровой зависимости и интеллектуальной деградации.

Важность осознанного выбора

Не всё, что преподносится с экрана как норма и эталон, является таковым на самом деле. Задача взрослых — научить детей отделять зёрна от плевел, ценить настоящий талант, труд и знания, а не их симуляцию. Только так мы сможем вырастить поколение, способное мыслить самостоятельно, а не слепо следовать навязанным трендам.

Если тема формирования здоровой образовательной и ценностной среды кажется вам важной, присоединяйтесь к обсуждению на нашем сайте.

Автор: Татьяна Попова, логопед-дефектолог в детском саду, двое детей, оба на СО

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

Читайте также статьи автора:

Заслуживают ли уважения школьные учителя

Вашему уже не поможешь, не портите жизнь моему

«Чучело» — наши дни

Статьи других авторов:

Может ли ваш ребёнок дать отпор хамству?

Дети не любят читать? Советы библиотекаря

Больше интересных статей здесь: Психология.

Источник статьи: Не учись, будь глупым, и будут тебе счастье и деньги. Мода в современном образовании.