Артур Шопенгауэр, выдающийся немецкий философ XIX века, автор фундаментального труда «Мир как воля и представление», стал первым западным мыслителем, глубоко изучившим буддизм. Его философию можно рассматривать как западную интерпретацию просвещённого пессимизма, созвучного учению Будды.
Истоки пессимизма: мир как источник страдания
В своих заметках Шопенгауэр писал, что уже в 17 лет, подобно Будде, узрел трагическую суть бытия, охваченного болезнями, старостью, болью и смертью. Он пришёл к парадоксальному выводу: наш мир вряд ли является творением любящего Создателя; скорее, он похож на творение дьявола, создавшего жизнь для того, чтобы питаться страданиями живых существ. Как и Будда, философ поставил перед собой цель не только диагностировать причины всеобщего страдания, но и найти от него лекарство.
«Воля к жизни» — слепая движущая сила
Центральным понятием в учении Шопенгауэра стала «воля к жизни» — иррациональная, слепая и могущественная сила, которая управляет каждым из нас. Она сильнее логики, морали и сознательных целей. Это вечный двигатель, заставляющий нас цепляться за существование и стремиться к продолжению рода.
Наиболее ярко эта воля проявляется в сфере сексуальности. Начиная с пубертатного периода, она толкает нас на безумства, главным из которых является влюблённость. Шопенгауэр относился к любви с уважением, с каким относятся к урагану или голодному тигру — как к стихийной и разрушительной силе. Его возмущало, как разумные и образованные люди полностью теряют голову под её влиянием.
Любовь как биологический обман
Философ отказывался считать любовь чем-то возвышенным или случайным. По его мнению, её истинная и единственная цель — рождение следующего поколения. Вся «шумиха и суета» вокруг романтических чувств — лишь иллюзия, созданная природой (или волей к жизни) для достижения этой ключевой задачи.
Мы редко думаем о детях на первом свидании, и Шопенгауэр объясняет это тем, что наш разум остаётся в неведении относительно истинных мотивов нашего поведения. Если бы мы подходили к выбору партнёра рационально, руководствуясь сознательным интеллектом, мы почти никогда не выбрали бы того, с кем в итоге связываем жизнь.
Поиск «идеального партнёра» для баланса
Согласно Шопенгауэру, мы влюбляемся не в тех, кто похож на нас, а в тех, кого он называл «идеальными партнёрами» для создания «сбалансированного» потомства. Все мы в чём-то «несбалансированы»: слишком импульсивны или рациональны, слишком высоки или низки. Если бы схожие характеры сочетались, человечество быстро погрузилось бы в пучину странностей.
Воля к жизни незаметно направляет нас к людям, которые могут компенсировать наши недостатки в будущих детях: высокий тянется к низкому, феминный мужчина — к мужественной женщине, чтобы в следующем поколении получилась «золотая середина».
Трагический парадокс: счастье и баланс несовместимы
Этот биологический механизм приводит к главному трагическому выводу Шопенгауэра: мы никогда не будем по-настоящему счастливы с человеком, который идеально подходит для создания сбалансированного потомства. Ведь его выбором руководит слепая воля, а не наш разум, ищущий душевной близости и совместимости. Философ писал, что многие браки заключаются между людьми, которые в иных обстоятельствах никогда бы не стали друзьями и даже могли бы испытывать друг к другу неприязнь.
То, что воля к жизни не заботится о нашем личном счастье, для Шопенгауэра ярко демонстрирует чувство опустошения и одиночества, которое часто наступает после сексуальной близости. Он цитировал: «Сразу после соития раздаётся смех дьявола».
Удел человека: слепая борьба, подобная жизни землероек
Шопенгауэр сравнивал человечество с землеройками — слепыми существами, которые всю жизнь роют тёмные туннели в бесконечной борьбе за существование. Так и мы, гонимые волей к жизни, тратим годы на погоню за статусом и карьерой, чтобы произвести впечатление на потенциальных партнёров, влюбляемся по биологическому расчёту и затем проводим десятилетия в горьком сожалении о совершённой ошибке. Именно поэтому, считал философ, лица старых людей часто полны грусти и разочарования.
Пути спасения от страдания
Шопенгауэр видел два возможных выхода из этой ловушки.
Первый путь — для мудрецов. Это полное подавление воли к жизни, отказ от секса, эгоизма и мирской суеты. Такие люди, подобно буддийским монахам, становятся отшельниками, не вступают в брак и не гонятся за славой. Однако философ понимал, что этот путь доступен лишь единицам.
Второй путь — для всех остальных. Это погружение в философию и искусство. Они служат своеобразным зеркалом, отражающим суету, жадность и несчастье, порождаемые волей к жизни. Мы не можем постоянно ей сопротивляться, но вечер в опере, чтение глубокой книги или созерцание картины дают временную передышку, позволяют взглянуть на жизнь без иллюзий и обрести момент просветления. Шопенгауэр особенно ценил трагическое искусство, в котором видел сострадание к обречённой на страдания человеческой участи.
Закат жизни: покой и признание
После многих лет непризнания и личных неудач Шопенгауэр на закате жизни обрёл, наконец, аудиторию и уважение. Он тихо жил во Франкфурте со своим белым пуделем по кличке Атман (которого соседские дети в шутку звали «госпожой Шопенгауэр»). Философ умер в 1860 году в возрасте 72 лет, обретя покой, подобно Будде, чьи идеи он так глубоко почитал.
#философия жизни
#буддизм
#любовь и отношения
#разбитое сердце
#пессимизм
#западная философия
#отношения в паре
#философия любви
#артур шопенгауэр
#немецкая философия
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: Артур Шопенгауэр. Почему мы никогда не будем счастливы в любви?.
