Артур Шопенгауэр. Почему мы никогда не будем счастливы в любви?

Артур Шопенгауэр был немецким философом 19го века и написавший великое произведение "Мир как воля и представление".

Он был первым западным философом, который изучал Буддизм и его идеи можно считать западной точкой зрения на просвещенный пессимизм в учении Будды.

В своих автобиографических заметках он писал:

"В 17 лет я был охвачен мистикой жизни, подобно Будде, когда он впервые увидел мир, охваченный болезнями, старостью и болью и смертью. Правда в том, что этот мир не похож на творение заботливого и любящего Создателя, скорее, он был сотворён дьяволом, который дал жизнь для того, чтобы питаться страданиями."

Как и Будда, Шопенгауэр намеревался не только вскрыть причины страдания, но и найти исцеление от этой болезни.

Его учение начинается с тезиса о силе, которая сокрыта внутри человека, и которая сильнее, чем все остальное в каждом из нас, будь то логика, мораль или наши цели, он называл ее "воля к жизни".

Воля к жизни - это постоянная сила, что толкает нас вперёд, заставляет цепляться за существование и не упускать возможности. Она слепа, глупа и весьма настойчива.

Больше всего наше внимание воля к жизни направляет на секс. Желание секса, начиная с нашего пубертатного периода, заставляет нас совершать различные безумства, например, постоянно влюбляться. Шопенгауэр уважал любовь, как уважают ураган или голодного тигра.

Его глубоко возмущало то, каким совершенно бесчеловечным образом образованные и умные люди разрушаются под действием любви - он отказался считать влюбленность чем-то случайным и необъяснимым.

По его мнению, любовь связана с самой главной задачей бытия и воли к жизни - рождением детей.

"К чему вся эта суета и шумиха вокруг любви? Потому что конечная цель всех любовных изысканий важнее всех жизненных целей, которые человек только способен придумать, вот почему так важно подходить к этому делу с особой серьёзностью, нежели все склонны делать. Все, чего пытается достичь влюбленность - следующее поколение."

Конечно, мы редко когда задумываемся о будущих детях, идя на первое свидание. Шопенгауэр объясняет это тем, что наш мозг остаётся в неведении, когда дело касается истинных намерений и тайной мотивации собственного сознания. К чему же такие ухищрения?

Шопенгауэр считал, что мы бы никогда не стали размножаться в здравом все, разве что, каким-то образом, не лишились мозга. Да, как вы уже заметили, он был человеком, который был категорически против бытовой рутины, огромных затрат и жертв, на которые идут люди, чтобы завести детей.

Обратите внимание: Мы расскажем вам, почему в отношениях женщины и мужчины крайне важно научиться отдыхать друг от друга..

Более того, он уделял много времени споря и доказывая свое мнение о том, что, если бы при выборе партнёра для совместной жизни, супруга, любовь до гроба, называйте как удобнее, мы бы мыслили рационально, пользуясь сознательной частью нашего интеллекта, мы бы ни за что не вступили бы в отношения с нашим нынешним партнёром!

Но мы не влюбляемся в кого-то, кто похож на нас, а в тех, кого Шопенгауэр называл "идеальные партнёры" в сочетании с которыми у нас получается "сбалансированные дети".

Все мы немного несбалансированные, считал он. Слишком мускулистые, слишком женственные, слишком высокие или низкие, слишком рациональные и слишком импульсивные. Если бы подобное в следующих поколениях возрастало, если бы природой было допустимо сочетание схожих характеров, то уже в будущих поколениях человечество потонуло бы в странностях всяческих чудаков.

Воля к жизни намеренно толкает нас к людям, которые могут компенсировать наши недостатки, сбалансировав их: большой нос в сочетании с маленьким носом в итоге даст идеальный нос.

Он утверждал, что высокие люди часто влюбляются в низких, феминные мужчины - в мужественных женщин.

К сожалению, такой взгляд на любовь привел Шопенгауэра к безрадостному и однобокому взгляду на любовь: мы никогда не будем счастливы с человеком, с которым у нас бы были идеально сбалансированные дети. Ведь при его выборе мы будем ослеплены волей к жизни, а не рациональным осознанным выбором того, кто бы нам идеально подходил.

"Мы не должны удивляться бракам между людьми, которые никогда бы не стали друзьями...Любовь...сама по себе, за исключением моментов сексуальной близости, случается между людьми, которые в иных обстоятельствах были бы непонятны, противны, а иногда и ненавистны друг другу."

То, что воля к жизни не ставит своим приоритетом наше личное счастье, для Шопенгауэра служил доказательством момент одиночества и несчастья сразу после оргазма.

"Сразу после соития раздается смех дьявола"

Шопенгауэр жалел людей. Мы животные, с той лишь разницей, что, из-за нашего раздутого самомнения, мы намного несчастнее оных. Он сравнивал людей с землеройками - уродливыми, слепыми, живущими в темноте и не видящими счета дня, с детенышами, похожими на червей, они роют длинные узкие коридоры всю жизнь и все равно борятся за свое существование. Как и землеройки, мы, гонимые волей к жизни, работаем всю жизнь, пытаясь получить престижную работу, чтобы впечатлить наших потенциальных "идеальных" партнёров, в итоге становясь жертвами слепой влюбленности в тех, с кем у нас будут "сбалансированные дети", проведя следующие 40 лет в горьком сожалении о совершенной ошибке.

Он писал о том, что стоит всмотреться в окружающее и происходящее более пристально, как перед нами откроются множества противоречий, которые делают счастливую жизнь невозможной, вот почему лица старых людей такие уродливые и полные грусти.

Шопенгауэр видел два способа решить наши проблемы.

Первый - для тех немногих, кого он называл "мудрецами".

Те, кто поборол в себе волю к жизни, отказался от секса, суеты и эгоизма. Они возвысились над низменными желаниями, стали отшельниками и живут в одиночестве, никогда не вступят в брак и не будут жаждать славы и статуса. В буддизме их называли монахами.

Но, Шопенгауэр знал, что немногие из будущих поколений выберут этот путь, потому он дал второй совет: изучать философию и искусство, назначение которых служить зеркалом для отражения суеты, жадности и несчастья, вызываемых в нас волей к жизни. Мы не сможем постоянно сопротивляться ей 24 на 7, но вечер в опере, прогулка с книгой или поэтические вечера могут помочь нам отвлечься от суеты и взглянуть на жизнь без иллюзий.

Ему было симпатично страдание и трагедия в искусстве, в картинах, в работах философов, таких как Макиавелли, в них он видел сострадание бесконечной участи человека быть обречённым на страдание.

Его работы наполнены философским пессимизмом:

"История каждого дня - это история страдания"

"Вступить в брак означает сделать все, чтобы возненавидеть друг друга"

После многих неудачных попыток стать известным, обрести славу, построить отношения, в конце своей жизни Шопенгауэр наконец нашел аудиторию, которая полюбила его работы. Он тихо жил в своей квартире во Франкфурте со своей собакой, белым пуделем по кличке Атман, которого соседские дети звали "Миссис Шопенгауэр".

Он умер в 1860 году в возрасте 72 лет, обретя покой и уважение, подобно Будде, которого он так любил.

#философия жизни

#буддизм

#любовь и отношения

#разбитое сердце

#пессимизм

#западная философия

#отношения в паре

#философия любви

#артур шопенгауэр

#немецкая философия

Больше интересных статей здесь: Психология.

Источник статьи: Артур Шопенгауэр. Почему мы никогда не будем счастливы в любви?.