Эти слова принадлежат не простому обывателю, а 44-му президенту США Бараку Обаме. И он далеко не единственный, кто признает влияние рисованных историй на свое становление. Целые поколения творцов — от Стивена Спилберга и Стивена Кинга до Роберта Земекиса — открыли для себя мир искусства именно через страсть к комиксам. Что же такого особенного в этом жанре и почему он расцвел именно в Соединенных Штатах в XX веке?
Рождение национальных мифов
Корни явления уходят глубоко в историю американского общества. Страна, построенная мигрантами, во многом была лишена единой исторической памяти и древних мифов, которые скрепляют культуру. Когда Америка осознала себя единой нацией, возникла острая потребность в собственных героях-олимпийцах, новых богах для нового мира.
Изначально комиксы конца XIX века были всего лишь детской забавой. Однако все изменила Великая депрессия. В эпоху экономического и социального кризиса обществу потребовались Супергерои. Простые, понятные, с историями, напоминающими сказку о Золушке. Они стали воплощением мечты для «маленького человека». Ключом к успеху стала тема неудачника, который обретает силу. Каждый читатель мог увидеть в Супермене себя и сказать: «Я ведь тоже так могу!»
Интересно, что многие создатели этих всесильных героев сами были невзрачными, застенчивыми людьми с огромными амбициями. Яркий пример — Стэнли Либер, позже известный как Стэн Ли. Именно он в разгар войны в Европе придумал Капитана Америку, облачив его в цвета национального флага и вооружив несокрушимым щитом. Этот герой стал символом стабильности и успокоил панические настроения в стране, боявшейся втягивания в конфликт.
Война и мир в картинках
Даже ужасы Второй мировой войны — от Перл-Харбора до сражений в Арденнах — Америка осмысляла через призму комиксов, превращая серьезные темы в яркую, почти абстрактную борьбу добра со злом. Чудо-Женщина лихо скручивала Гитлера своим Лассо Правды, заставляя его каяться в преступлениях. А когда появились слухи о немецкой ядерной программе, Капитан Америка молниеносно гасил атомные взрывы своим щитом.
С окончанием войны и началом экономического бума послевоенных заказов эпоха простых «мордоворотов» и цирковых уродцев в комиксах подошла к концу. Герои, созданные по лекалам публичных зрелищ, стали казаться дурновкусными. На них обрушилась волна критики от психотерапевтов, политиков и общественных деятелей, видевших в них угрозу для молодежи. Сенатор Маккарти даже внес супергероев в свои «черные списки». По стране прокатились настоящие инквизиторские костры, на которых сжигали «вредоносную» рисованную продукцию.
Эволюция жанра: от кулаков к психологии
Создатели комиксов, люди отнюдь не глупые и часто хорошо образованные, задумались: что же убило интерес? Ответ был найден. Читателю наскучил банальный мордобой. Ему захотелось сложных взаимоотношений, «тусовки» героев, запутанных сюжетов, напоминающих сериалы.
Так появился Железный человек, прототипом которого стал эксцентричный миллиардер и изобретатель Говард Хьюз. Этот герой не только боролся с коммунистами, но и жил обычной жизнью — со своими слабостями, романами и даже браком. К 1980-м годам комиксы снова прочно вошли в культурный мейнстрим Америки.
Кризис идентичности и новое рождение
Однако в 1990-е мир снова стал тыкать пальцем в супергероев, чьи трико и трусы поверх них стали выглядеть архаично и смешно. Герои обрели рефлексию и сомнения. Человек-Паук метался, как Раскольников, терзаясь вопросом: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Критики заговорили о конце жанра, обвиняя во всем глобализацию и постмодернистское разложение. Казалось, эпохе сказок пришел конец.
Но к 2000-м годам комиксы, подобно птице Феникс, возродились с новой силой. Они перестали убегать от реальности, а начали ее отражать и осмыслять. Железный человек столкнулся с угрозой исламского терроризма, Бэтмен — с глубокими детскими психотравмами. Эти истории стали не менее правдивыми и актуальными, чем репортажи с передовых. Комиксы вновь заняли почетное место в американской культуре, а их влияние на реальный мир стало поистине фантастическим.
Послесловие: личный опыт
P.S. К чему это все? Недавно мне довелось полгода пожить в американской семье с русскоязычными корнями. Четырехлетний Лева обожал смотреть «плохие», как он сам говорил, мультики. В этом доме «плохими» считались развивающие ролики, где учили собирать конструктор Lego или играть с готовыми игрушками. Родители были категорически против, считая, что у Левы ничего не получается, и он злится. Вместо этого они настойчиво включали ему «Catboy» из «Героев в масках». Лева плакал, но смотрел — выбора у него не было. Этот маленький эпизод — яркая иллюстрация того, как супергеройская мифология продолжает формировать повседневность, даже в вопросах воспитания.
#кино #культура #путешествия по америке #комиксы marvel #отношения с детьми #отношения детей и родителей
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: Я вырос на любви к комиксам.