Я вырос на любви к комиксам

Это сказал не американский солдат в Афганистане и не кассир из Макдоналдса. Это сказал 44 президент США Барак Обама.
И не только он. Классиков музыки, кино, литературы, которые заинтересовались искусством благодаря страсти к комиксам, можно выстроить до Луны-Спилберг, Стивен Кинг, Земекис...
Что особенного в комиксах и почему увлечение комиксами в ХХ веке возникло только в США?

Капитан Америка летит на выручку
А все дело в том, что мигранты, прибывающие в США, начисто освобождались от исторической памяти, забывая при этом даже сказки матери, прочитанные на ночь.

Но культура не может существовать без мифологии. Едва Америка ощутила себя единой нацией, встал вопрос о собственных богах-олимпийцах.

Комиксы появились в Америке как детская забава в конце ХIХ века.
Но, когда в Америке наступила Великая депрессия, потребовались Супергерои.
Незатейливые, под стать потребителю, в сюжете Золушки.
Появилась острая потребность в мечте.
А обыгрывание темы неудачника стало главным ингредиентом успеха. Комиксы легко решали проблемы маленького простого человека: каждый мог увидеть себя Суперменом и сказать себе: "Я ведь тоже так могу!"

Я ведь тоже так могу!
Тем более, что большинство создателей комиксов были вудиалленовской внешности, за которой скрывались огромные амбиции.

Невзрачный парень Стэнли Либер, ставший впоследствии Стэном Ли, придумал Капитана Америку, когда в Европе шла война.
Одел его в костюм цветов национального флага и дал в руки несокрушимый щит. Капитан Америка и успокоил панические настроения в стране, когда граждане боялись, что нейтралитету вот вот придет конец.

Страшен был Перл Харбор, (а одноименный фильм я считаю одним из лучших), изматывало противостояние в Арденнах, но все это было на другой стороне планеты и позволяло говорить о войне на языке комиксов. А потом, и обо всем, превратив в милую абстракцию серьезные вещи.
С Гитлером лихо расправляется Боевая Чудо Женщина, скручивая его своим Чудо-Лассо.
И поверженный Гитлер кается и признается в своих военных преступлениях.
А когда Америка узнает, что Германия приступила к разработке ядерной бомбы, то уже знакомый нам Капитан Америка мгновенно перемещается по планете и гасит своим щитом ядерные взрывы.

Война закончилась. Экономика начала излечиваться военными заказами и комиксы, созданные в духе представлений в цирке уродов, стали неактуальны, а бесстрашные мордовороты-не нужны.

Легко заметить, что малообразованные американцы видели мир и все его чудеса сквозь призму публичных зрелищ: карлики, бородатые женщины, гидроцефалы, сиамские близнецы...

Дурновкусие налицо. В героях комиксов увидели врагов все, кто ратовал за улучшение общества-от психотерапевтов до политиков.
А сенатор Маккарти внес героев комиксов в список подозрительных лиц.

Заработала инквизиция и по всей Америке вспыхнули костры, сжигая дребедень рисованных историй. Издательства едва оправдались.

Создатели комиксов-люди не глупые и не чуждые классики, зачесали головы: что убило интерес к супергероям?

И додумались: читателю стала необходима тусовка героев и их жизнь с запутанными, как в сериалах, отношениями, что значительно интересней банального мордобоя.

Появился Железный человек, списанный с Говарда Хьюза-промышленника-новатора.
Хьза обожали даже хиппи: он был одним из тех богатых людей, которые охотно тратят свои деньги на самые завиральные идеи.
Он сумел влюбить в себя всю Америку, превратившись в эдакого Самоделкина, облачившись в суперкостюм.
Железный человек стоял на страже Америки, борясь с коммунистами. А между тем он жил обычной жизнью и даже был женат.

В 80-х годах комиксы опять становятся органической составляющей культуры Америки.

Прошло всего 10 лет, и вдруг весь мир стал тыкать пальцем в супергероев, которые выглядели достаточно смешно в своих трусах, надетых поверх трико.

Обратите внимание: Как у Олиного мужа выросли рога :).

А Человек-Паук мечется, как Раскольников: "Тварь ли я дрожащая или право имею?" Прямо совсем не по американски!

Ничто человеческое Пауку не чуждо

Винят глобализацию и разложение постмодернизма. Критики в один голос заговорили о том, что зритель не может жить сказками. Супердержава должна мыслить и жить реальностью. Казалось бы, жанр погиб.

Но, к 2000году комиксы заиграли свежими красками, словно птица феникс.

Нужны реалии? Нате: Железный человек живет в том мире, где исламские террористы пугают джихадом, Человек Летучая мышь собственными силами справляется с детской психотравмой.
И никто не может сказать, что это сказки: комиксы придумывают реальность не менее правдивую, нежели политические репортажи CNN.

И опять рисованные истории занимают почетное место в американской культуре а сила их воздействия на реальность просто фантастическая.


P.S.
А к чему это я? Довелось мне недавно пожить полгода в американской семье с "русскими" (вернее еврейскими) американцами.
Мальчик Лева 4-х лет очень любил смотреть "плохие", как он говорил, мультики.
Плохими в доме считались мультики, где учили собирать конструктор Lego. Или играть уже с готовыми игрушками. Типа нашего Грузовичка Левы.
Мама и папа категорически запрещали смотреть подобные мультики.
И, если вдруг Лева смотрел "плохой мультик", ТО РОДИТЕЛИ ПРОСТО ПЕРЕКЛЮЧАЛИ .
Мама говорила: "Лева начинает собирать конструктор, у него не получается и он злится!"
Пусть лучше смотрит Catboy-Герои в масках. Лева плакал, но смотрел. Другого выбора не было.
Если нравится моя статья, подписывайтесь на мой канал

#кино #культура #путешествия по америке #комиксы marvel #отношения с детьми #отношения детей и родителей

Больше интересных статей здесь: Психология.

Источник статьи: Я вырос на любви к комиксам.