«Так что же ты, раб Его?! Скажи прямо, раб?!» — почти с раздражением и напором спросил он меня. Его глаза, чуть вытаращенные и напоминавшие по форме и цвету спелые маслины, светились чувством собственного превосходства от того, что, как ему казалось, загнал меня в логический тупик.
Я же, напротив, не понимал причины его возбуждения. Почему слово «раб» представлялось ему столь унизительным и, без сомнения, неприемлемым для разумного человека? «Конечно, раб. Раб Божий. А как иначе? — ответил я. — Почему ты в этом сомневаешься?»
Спор о свободе и принуждении
«Я не сомневаюсь, я просто не хочу быть рабом и тебе не советую, — парировал он. — Всё наше существование — сплошное рабство. Детский сад, школа, институт, армия… Везде принуждают, заставляют работать за еду, кров или за простое «спасибо». Сейчас я работаю на себя, и если есть принуждение, то это мой собственный, осознанный выбор».
«И в чём разница? — возразил я. — Принуждение остаётся принуждением, действием вопреки воле. Тебя могут принудить обстоятельства, место рождения, культура… Смешно даже говорить о полной свободе, когда наш организм вынуждает нас дышать, есть, пить, двигаться. Свобода воли — во многом фикция, игра воображения».
Я решил пойти от противного: «Если тебе так противно рабство, то как насчёт рабства у людей, у собственных страстей, желудка, привычек? Вот ты, к примеру, каждый вечер выпиваешь. Да, напитки благородные, но ведь каждый день! Ты паразитируешь на особенностях своего организма, который пока ещё сопротивляется похмелью, хотя кожа на лице уже красновата, а движения стали порывистыми и тревожными без видимой причины».
Два взгляда на суть рабства
Стоит оговориться: мой собеседник был человеком эрудированным, с красным дипломом. Его главной чертой была компетентность — на любую тему он мог дать аргументированный ответ или экспертное, как казалось, суждение. Природа наградила его цепкой памятью и склонностью к категоричным оценкам.
«Ладно, — сказал я, — возможно, мы по-разному понимаем суть этого понятия. Я считаю рабом того, у кого ничего нет в собственности. Даже орудия его труда и его потомство ему не принадлежат. У него есть хозяин, который им распоряжается и несёт за него ответственность. В рабство попадают по праву рождения или силой, это форма угнетения и полной зависимости от воли другого, без права отказа».
«И что же в таком случае плохого, если я хочу быть рабом Божьим? Более того, я желаю, чтобы Он взял меня в Своё «рабство». Тогда всё моё будет Его, и отвечать за меня будет Он. А что может быть лучше, когда за тебя отвечает сама Любовь? Ведь сказано: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестает…» Какого же ещё Господина нам, немощным, можно желать?»
«Можно, — сухо ответил он. — Я ведь агностик. Мне можно».
На этом наша полемика начала затухать, перетекая в бытовые темы. Но этот словесный поединок я запомнил и позже решил разобраться в сути вопроса подробнее.
Кто такой «раб Божий»?
Этот термин пришёл в христианство исторически, и его смысл связан не столько с рабовладельческим строем, сколько с духовным состоянием. Ключевая мысль: «Делающий грех есть раб греха». Таким образом, рабом можно быть у стакана, сигареты, любой страсти — когда человек знает, что воздержание принесёт пользу, но не может отказаться. Его принуждает «хозяин» — его же собственная слабость, надевшая на него невидимый ошейник.
В этом свете желание быть «рабом Божьим» — рабом святости, милосердия, смирения, любви — уже не выглядит странным. Разница фундаментальна. В первом случае человек становится заложником страстей невольно, против своего же блага. Во втором — он добровольно и осознанно стремится к «принуждению» к добру, радости и счастью. «Господи, хочу или не хочу, спаси меня». Это полярные понятия: в одном — насилие и плен, в другом — свободная воля, устремлённая к свету.
Позиция агностика: уход от выбора
Агностицизм — это, скорее, мировоззренческая позиция, при которой человек не хочет задумываться о существовании Бога. Причины могут быть разными: нет интереса, «больно», так проще. Но этот выбор мне непонятен. Рано или поздно задуматься придётся, а варианта, по сути, всего два: Бог есть, или Его нет. От этого ответа зависит, есть ли в жизни высший смысл или его нет вовсе.
Меня к этим размышлениям принудила собственная совесть ещё в шестилетнем возрасте, когда я захотел разорить птичье гнездо. Во мне началась внутренняя борьба. Страх наказания от родителей был ничтожен — место было глухое, берег Нижней Тунгуски. Но внутри что-то препятствовало, говоря: «Нельзя, это низко, и ты будешь наказан — не физически, а по жизни, навсегда, ибо обрёк на гибель беззащитных». Я сильно испугался тогда, осознав, что во мне живёт не только «животная суть». Это стало важной вехой.
Как можно считать такие вопросы ничтожными, называя себя агностиком? Это вопрос первостепенной важности. Почему бы не изучить аргументы разных сторон, не выйти из зоны комфортного «мне и так хорошо»? Обратиться к религии — возможно, там найдётся смысл. Если нет — ты уже не агностик, а человек, убеждённый, что Бога нет. Агностицизм же оставляет всё в подвешенном состоянии: вроде как Бог есть или Его нет, а дела-то никакого.
Смысл жизни или смысл смерти?
Христианство указывает на бесконечную перспективу жизни и утверждает, что наши стремления к любви, справедливости и добру имеют вечное основание и оправдание. Атеизм, с его точки зрения, предлагает иную картину: со смертью всё — и добро, и зло — превращается в прах. Тогда какой смысл во вселенском гуманизме? Исторических личностей, способных кардинально менять судьбы миллионов, были единицы. Опираться на это как на всеобщий смысл — малопрактично.
Получается, агностицизм — это часто просто уход в сторону, нежелание глубоко размышлять и, главное, отсутствие воли решить для себя основной вопрос: «Зачем я живу?» Иногда такое поведение причисляют к тяжким духовным ошибкам, называя «Безумием» или «БезУмием» — когда человек, понимая меру ответственности, сознательно ничего не предпринимает. Это своего рода преступная халатность по отношению к себе, своей семье и будущему.
Спасибо, что дочитали. Всем сил и душевного покоя, чтобы встретить всё, что принесёт наступающий день… Слава Богу за всё!
#Раб божий #религия философия наука #агностик #смысл жизни человека #отношения между людьми #человек и общество
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: Раб Божий и Агностик. Преступная халатность или БезУмие.


