В современном мире ценности щедрости и доброты часто ставятся под сомнение. Многие родители испытывают тревогу: воспитывая в ребенке отзывчивость и готовность делиться, не делаем ли мы его уязвимым для манипуляций и использования? Этот внутренний конфликт знаком каждому, кто задумывается о будущем своего чада.
Культ «своего»: Защита или изоляция?
Существует и противоположный подход, который можно охарактеризовать как «политику жесткости». Его сторонники убеждены: ребенок должен с ранних лет учиться защищать свое имущество, отстаивать интересы и не позволять собой пользоваться. Начиная с песочницы, дети постоянно оказываются в точке столкновения между здоровым эгоизмом и социальным взаимодействием. Родители, опасаясь, что мягкость приведет к неуверенности в будущем, дают суровые наставления: «Не будь рохлей», «Это твое, никому не отдавай». Иногда взрослые и сами подают пример, жестко пресекая попытки других детей поиграть чужими игрушками, а дети, как губки, впитывают эту модель поведения.
Автор вспоминает, как перед отъездом в пионерский лагерь получила от тети четкую инструкцию: «Никому ничего не давай и не разрешай собой пользоваться!». Такая установка, по сути, была призывом к изоляции и недоверию, что вряд ли способствует налаживанию дружеских отношений. К счастью, будучи подростком, автор смогла критически отнестись к этому совету. В итоге в лагере сложилась теплая атмосфера взаимопомощи, где девочки охотно делились вещами, от плойки до хорошего настроения.
Личный опыт и цена щедрости
Дети по своей природе очень разные. Одни легко отбирают чужое, другие, даже испытывая сожаление, отдают свое и не требуют возврата. Многие психологи считают, что ребенок должен через личный опыт — «дать» и «попросить» — определить свои личные границы. Главная задача родителей — помочь ему сформировать эти границы здоровыми и адекватными, а не болезненно жесткими или размытыми.
В статье приводится личный пример: в детстве автор подарила подруге очень ценный для себя переливной календарик, о чем потом жалела долгие годы. Этот поступок был совершен без чьего-либо совета, по велению сердца. Осознание «погорячилась» пришло уже во взрослом возрасте. Однако спустя годы встреча с той самой подругой открыла другую сторону медали. Та с теплотой вспоминала этот подарок, который стал для нее символом дружбы и щедрости. Получается, что детские сожаления о «потерянном» сокровище могут быть несоизмеримы с той радостью и благодарностью, которые мы дарим другим. Это напоминает о том, что ценности бывают разными: материальные и эмоциональные.
Когда щедрость становится проблемой?
История коллеги автора иллюстрирует типичную родительскую тревогу: ее сын обменял дорогую игрушку на две простые наклейки. Ребенок с мягким, уступчивым характером, который легко расстается со своим, может столкнуться с более серьезными проблемами в школьном возрасте. «Дай списать», «Сделай за меня», «Дай денег» — такие просьбы могут стать систематическими, превратившись в манипуляции и вымогательство. Автор делится собственным школьным опытом: помощь подруге с учебой была в радость, но когда этим стали пользоваться другие одноклассники, ситуация переросла в буллинг. К счастью, тогда удалось из нее выйти.
Это подчеркивает важную мысль: детей, которые не умеют говорить «нет» и защищать свои интересы, могут вовлекать в неприятные истории. В эпоху социального неравенства проблема усугубляется: ребенок из более обеспеченной семьи, имеющий дорогие гаджеты или карманные деньги, может стать легкой мишенью. Именно поэтому психологи часто советуют не давать детям в школу большие суммы денег или ценные вещи, чтобы не провоцировать подобные ситуации.
В заключение автор задает читателям вопрос для размышления: чему вы учите своего ребенка — открытой щедрости или осторожной защите своего? Истина, как часто бывает, лежит посередине. Ключевая задача — не вдаваться в крайности («всегда делись» или «никому ничего не давай»), а помочь ребенку развить эмоциональный интеллект, научить его различать искреннюю просьбу и манипуляцию, быть щедрым от сердца, но при этом уважать и защищать свои личные границы.
Обратите внимание: 5 вопросов для тебя, если начинаешь отношения с девушкой у которой есть ребенок..
О других советах, как воспитывать отношение к деньгам читайте тут>>. Поделитесь своим опытом в комментариях: чему вы учите ребенка – быть щедрым или стоять начеку своего имущества? Если интересна тема, буду рада вашему лайку.
#детская жадность #воспитание детей #школьный буллинг #границы в отношениях #манипуляции в отношениях
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: «Никому ничего не давай». Что делать, если ребенок растет робким и его используют.


