Анжелика Артюх о глобальном сдвиге: как женщины меняют карту мирового кинематографа

Осенью 2021 года в свет вышла книга Анжелики Артюх «Кинорежиссерки в современном мире», изданная «Новым литературным обозрением» в серии «Гендерные исследования». Это издание стало не только результатом глубокого академического анализа, но и логическим завершением шестилетнего опыта автора в качестве куратора женской программы Московского международного кинофестиваля. Работа над программой позволила Артюх систематизировать поиск новых фильмов и теоретических работ, а также привлечь внимание к масштабному глобальному движению за гендерный баланс в киноиндустрии XXI века — мечте многих женщин-режиссеров.

По случаю публикации книги журнал «Точка ART» взял интервью у Анжелики Артюх, в котором она рассказала о процессе работы, трансформации роли женщины в «важнейшем из искусств» и о стереотипах, с которыми приходится сталкиваться.

Анжелика Артюх. Фото А. Разлоговой

От киберпанка к гендерным исследованиям: эволюция научного интереса

Точка ART: Название твоей первой диссертации было связано с парадигмой субкультуры киберпанка. Как ты пришла от этой темы к исследованию женщин-режиссеров?

Анжелика Артюх: Моя первая диссертация действительно была посвящена субкультуре киберпанка и его отражению в американском кино. Следующая работа уже рассматривала смену парадигмы от классического к новому Голливуду. Мои преподаватели всегда учили отслеживать актуальные изменения в мире. Путешествуя по кинофестивалям, я заметила, что женщин в режиссуре становится все больше. Это наблюдение переросло в целенаправленное изучение вопроса. Когда мне предложили сделать программу для ММКФ, я сознательно выбрала женскую тематику. Однако мне, как исследователю и писателю, было недостаточно только кураторской работы. В процессе я писала статьи, анализировала современные тренды, и одна из этих публикаций привлекла внимание редактора «НЛО», который и предложил написать книгу.

Анжелика Артюх «Кинорежиссерки в современном мире» © НЛО

Книга была готова еще год назад и изначально планировалась для серии «Кинотексты», но в итоге вышла в «Гендерных исследованиях». Это явление, однако, гораздо шире любых серийных рамок — оно носит глобальный характер. Моя фестивальная программа была сосредоточена на зарубежном кино: я наблюдала за процессами в Америке, Франции, Восточной Европе. Усиление позиций женщин в кино — это общемировая тенденция, а российский контекст является лишь частью этой обширной карты перемен.

Радикальные перемены: от кастрюли к кинокамере

Точка ART: Насколько судьба женщин в режиссуре прошлого отличается от настоящего? Что изменилось принципиально?

Анжелика Артюх: Разница колоссальна. Еще недавно в том же ВГИКе сложно было представить, что больше половины мест в режиссерских мастерских займут девушки. Ходила даже уничижительная поговорка: «женская режиссура умерла на дне кастрюли». Принимали одну-две, максимум три. Сегодня гендерных барьеров для поступления в киношколы практически нет, а самих школ по всему миру стало много. Это закономерно приводит больше женщин в профессию. Этому способствуют и различные фонды, поддерживающие гендерный баланс. Первой такой политику «50×50» официально приняла Швеция.

Толчком к изменениям стали и публичные скандалы. Например, в 2012 году на Каннском фестивале режиссер Андреа Арнольд задала острый вопрос об отсутствии женщин в основном конкурсе. Пресса подхватила тему, и дирекция фестиваля была вынуждена реагировать, начав уделять больше внимания гендерному представительству. Так стали открываться новые имена.

Кадр из фильма Джейн Кэмпион «Пианино», 1993

Крупные фестивали — Берлинале, Канны, Санданс — подписали хартии о гендерном балансе. Сейчас в их конкурсных программах доля женщин-режиссеров может достигать 40-50%. Однако проблема сохраняется на другом уровне: после учебы женщинам сложнее пробиться в проекты с большим бюджетом. Они чаще работают в малом и среднем кино, в документалистике. В Голливуде, по последним данным, лишь 9% режиссеров — женщины. Возможно, пандемийный период внесет свои коррективы в эту ситуацию.

Изучать эти процессы в динамике невероятно интересно. Я даже готовила курс для Смольного факультета, собирала материалы, знакомилась с организациями, поддерживающими женщин в кино. Именно из этой исследовательской работы, статей и полевых наблюдений и родилась книга. Процесс далек от завершения, и исследование можно будет продолжать и расширять.

Студенческий интерес и сложности работы с современностью

Точка ART: Насколько силен среди студентов интерес к гендерным исследованиям и проблеме неравенства?

Анжелика Артюх: Интерес очень высок. Среди учащихся много девушек, и они снимают кино на самые острые социальные темы: насилие, харассмент, семейные проблемы, сексуальность, материнство, отношения между полами.

Точка ART: Расскажи о работе над книгой «Кинорежиссерки в современном мире». Как пришла идея и было ли сложно?

Анжелика Артюх: Работать было непросто. Книга во многом — результат полевых исследований, а работать с современным материалом всегда сложно: его нужно осмыслять быстро, но при этом глубоко. Это потребовало больших энергетических и финансовых вложений. Но я ни о чем не жалею. Это был увлекательный процесс, открывший для меня новые горизонты и изменивший взгляд на кино.

Феминизм, феминитивы и борьба со стереотипами

Точка ART: Быть женщиной в кино — значит обязательно быть феминисткой?

Анжелика Артюх: Нет, это не обязательное условие. Женское кино не сводится только к феминистским фильмам. Взять, например, Кэтрин Бигелоу, которая всегда осторожно высказывалась о феминизме. Ее «Повелитель бури» критиковали за отсутствие главных женских ролей. Но это не значит, что ее творчество существует вне диалога с феминистской мыслью. Феминизм как философия и политика, безусловно, влияет на самосознание современной женщины.

Кадр из фильма Кэтрин Бигелоу «Повелитель бури», 2008

Точка ART: Как ты относишься к феминитивам?

Анжелика Артюх: Я отношусь к ним нормально — феминитив даже вынесен в заглавие моей книги. Но важно понимать контекст их употребления. Я считаю, что язык должен развиваться и отражать гендерную принадлежность.

Точка ART: Режиссура исторически считалась мужской профессией. Насколько серьезно женщинам приходится бороться с этим стереотипом?

Анжелика Артюх: Сегодня режиссура все меньше воспринимается как исключительно мужское занятие. Это профессия, требующая огромных нервных затрат, таланта, коммуникабельности и дипломатии. Не каждый, кто в нее приходит, выдерживает такое испытание.

Женщины борются со стереотипами по-разному: через публичные выступления, скандалы, создание сообществ взаимопомощи. Они активно используют фестивальные площадки и социальные сети для привлечения внимания к проблеме неравенства. Женщины часто работают слаженными командами и от природы обладают высокой многозадачностью, что является большим преимуществом в этой профессии. Они вкладываются в проекты, как в свое детище.

То, что эта тема сейчас в тренде, — не просто мода, а важный сдвиг в понимании природы кино, взгляда, жанров. Активная дискуссия вокруг этого очень помогает.

Кадр из фильма Киры Муратовой «Настройщик», 2004

Любимые режиссеры и планы на будущее

Точка ART: Назови своего любимого кинорежиссера.

Анжелика Артюх: Из женщин — Кэтрин Бигелоу. Из российских — те, кто вошел в мою книгу: Кира Муратова, Лариса Шепитько. Но мне нравятся не только женщины-режиссеры, а хорошие режиссеры в принципе: Верхувен, Хичкок, Феллини, Джон Ву. Они все очень разные.

Точка ART: О чем будет твоя следующая книга?

Анжелика Артюх: Пока не знаю. Нужно сначала осмыслить выход этой. Книга должна сложиться органично, вырасти из исследований и наблюдений, как это произошло с «Кинорежиссерками». Я ею горжусь, она стала естественным завершением долгого этапа изучения темы. Надеюсь, следующая, если появится, родится таким же естественным путем.

Главу из книги Анжелики Артюх «Кинорежиссерки в современном мире» читайте здесь.

Читайте по теме на сайте журнала:

Антье Шрупп «Краткая история феминизма в евро-американском контексте»
Чего хотят женщины? Глава из книги Марисы Бейт «Периодическая таблица феминизма»
Мэри Габриэль: «Женщины Девятой улицы»
«Новая женщина с камерой»: пять ярких имен на выставке в Метрополитен музее

#кинорежиссер #кино #феминизм #гендерные отношения

Больше интересных статей здесь: Психология.

Источник статьи: Анжелика Артюх: «я ищу новые точки на карте глобальных изменений».