Воспитательные методы на Руси кардинально отличались от современных представлений о педагогике. Они были строги, а порой и жестоки, и каждый детский проступок имел своё специфическое и часто болезненное наказание.
Стояние на крупе: символ смирения
Пожалуй, самым распространённым наказанием было стояние на горохе, гречке или другой крупной крупе. Его применяли за непослушание, отказ выполнять домашние обязанности или проявление злобы к родным. Несмотря на внешнюю простоту, эта мера была глубоко символичной и физически мучительной. Часы, проведённые на коленях на твёрдых зёрнах, должны были заставить ребёнка прочувствовать свою вину и продемонстрировать готовность к покорности и смирению.
Розги: «для остроты ума»
Порка розгами была не просто наказанием за провинность, но и профилактической мерой. Считалось, что она «ум вострит» и приносит ребёнку пользу. Согласно «Домострою», бить детей рекомендовалось регулярно, даже без повода, особенно по субботам. Жаловаться на жестокость родителей или учителей строго запрещалось, и за это могли «бить нещадно». Общественное мнение осуждало отцов, которые не применяли физические наказания, видя в этом пренебрежение воспитанием. Розги были настолько привычной частью жизни, что даже украсили обложку первого русского Букваря 1637 года. Отменили телесные наказания в школах лишь в XIX веке, но в семьях их место занял ремень.
Публичный позор и унижение
Для многих детей моральное унижение было страшнее физической боли. За лень или плохое поведение провинившегося могли нарядить в отличающийся от формы костюм или повесить на грудь табличку с обидной надписью. В Царскосельском лицее, где телесные наказания были запрещены, использовали другие методы: запирание в комнате или посадку последним за обеденный стол для всеобщего осуждения. Даже в царских семьях практиковалось публичное обсуждение проступков, как в случае с воспитателем Павла I, который выпускал газету о провинностях царевича.
Ложкой по лбу: уроки этикета
За столом царила строгая иерархия. Нарушение правил поведения, например, зачерпнуть еду раньше старшего в семье или пролить пищу, каралось ударом деревянной ложкой по лбу от главы семейства. Это был наглядный и быстрый способ научить уважению, аккуратности и соблюдению порядка.
Крайние меры: смирительные дома
В арсенале родителей конца XVIII века была и крайняя мера — отправка непослушного ребёнка в смирительный дом на срок до полугода. Поводами могли служить «упорное неповиновение» или «развратная жизнь». Уголовная ответственность, а значит, и возможность такого наказания, наступала с 7 лет.
Контроль эмоций и духовное воспитание
Воспитание включало и жёсткий контроль над эмоциями. Слишком бурное веселье, доведшее до слёз, могло обернуться тремя днями на хлебе и воде. За проявление недовольства (например, о погоде) или невнимательность во время молитвы назначали епитимью — многократные коленопреклонения или земные поклоны, которые должны были совершаться осмысленно и с раскаянием.
Лишение благ и пощёчины
Распространённым наказанием было лишение сладкого или наложение строгого поста. В императорских семьях за съеденный до обеда пирожок могли поставить в угол. За пререкания и возражения, особенно девочкам, давали пощёчины — унизительный способ «выбить дурь», который практиковала, например, мать Натальи Гончаровой.
Современные исследования показывают, что желание применить суровые меры к детям периодически возникает у многих родителей, однако сегодня на смену «кнуту» чаще приходят временное лишение гаджетов или иные, более мягкие формы воздействия.
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: «На гречку»: за что на Руси наказывали детей.
