Введение: Почему дети в одной семье такие разные?
Почему дети, растущие в одной семье у одних родителей, часто имеют совершенно разные характеры? На этот вопрос одним из первых дал научный ответ австрийский психолог и психиатр Альфред Адлер (1870–1937). Он обратил внимание, что ключевую роль играет не только воспитание, но и позиция ребёнка среди братьев и сестёр. Адлер предположил, что социальный опыт первенца, среднего или младшего ребёнка кардинально различается, формируя уникальные черты личности и стиль жизни. В этой статье мы подробно разберём, как порядок рождения влияет на характер человека, его жизненные стратегии и взаимодействие с миром.
Первенец (старший ребёнок): Ответственный лидер
Положение первого ребёнка можно назвать особенным. Пока он единственный, родители дарят ему безраздельное внимание, любовь и заботу, часто стремясь к идеалу в воспитании. Однако появление следующего малыша становится для первенца настоящим потрясением, которое Адлер метко назвал «свержением с трона». Ребёнок теряет монополию на родительскую любовь и вынужден бороться за внимание, но эта борьба часто обречена на провал. В результате старший учится полагаться на себя, «приучается к изоляции» и вырабатывает стратегию самостоятельности.
Стремясь вернуть утраченное лидерство, первенец часто становится консервативным хранителем семейных правил и традиций. Привыкнув заботиться о младших, он развивает ответственность, склонность к опеке и лидерству. Во взрослой жизни такие люди часто находят себя в роли управленцев, администраторов или руководителей, относясь к подчинённым по-отечески или по-матерински.
Ключевые черты характера первенца:
- Перфекционист и стремящийся к успеху;
- Прирождённый лидер с властной натурой;
- Ответственный, мотивированный и добросовестный;
- Надёжный, но часто осторожный и контролирующий.
Второй (средний) ребёнок: Амбициозный миротворец
Средний ребёнок с самого рождения оказывается в ситуации постоянного соревнования. Перед ним всегда есть пример старшего брата или сестры, чьи успехи задают высокую планку. Это подстёгивает развитие: нередко второй ребёнок начинает ходить или говорить раньше первенца. Его роль в семье часто — быть связующим звеном, дипломатом, который сглаживает конфликты. Он лоялен, миролюбив и общителен.
Однако необходимость одновременно заботиться о младших и конкурировать с ними, а также догонять старшего, разжигает в среднем ребёнке честолюбие. Он может ставить перед собой завышенные цели, что чревато разочарованиями. Во взрослой жизни вторые дети часто идут наперекор авторитетам, будь то старший брат или система в целом, проявляя дух бунтарства.
Ключевые черты характера среднего ребёнка:
- Гибкий и легко адаптирующийся к обстоятельствам;
- Независимый и хороший собеседник;
- Прирождённый миротворец, общительный и социально активный;
- Может быть непослушным и иногда чувствовать себя одиноким.
Обратите внимание: Тест: Ваши финансы по дате рождения.
Последний ребёнок (самый младший): Обаятельный манипулятор
Позиция «малыша» семьи уникальна. Младший часто окружён всеобщей заботой и вниманием со стороны не только родителей, но и старших детей. Однако у этого есть и обратная сторона: он может чувствовать себя неполноценным из-за меньших привилегий и постоянного сравнения со старшими, более умелыми и самостоятельными.
С детства младший учится добиваться своего не силой, а обаянием, умением договариваться и привлекать внимание. Он часто становится душой компании, но может вырасти инфантильным, полагаясь на харизму, а не на профессиональный рост. Его прямота и дружелюбие иногда соседствуют с эгоцентризмом и склонностью к манипуляциям.
Ключевые черты характера младшего ребёнка:
- Очень общительный, обаятельный и отзывчивый;
- Прямолинейный, смешной, но часто требующий внимания;
- Может быть эгоцентричным и использовать манипуляции.
Единственный ребёнок: Уверенный перфекционист
Позиция единственного ребёнка, по Адлеру, особая: у него нет конкурентов в лице братьев и сестёр. Он долгое время остаётся центром вселенной для родителей, особенно для матери, что может привести к сильной зависимости и эгоцентризму. Такой ребёнок привыкает к постоянному вниманию и защите, но, взрослея, с удивлением обнаруживает, что мир не вращается вокруг него.
Единственные дети часто рано взрослеют, общаясь в основном со взрослыми, и перенимают их модели поведения. Они уверены в себе, добросовестны и стремятся к совершенству, но могут испытывать трудности в общении со сверстниками, недооценивая их. Для них крайне важно одобрение авторитетных фигур (родителей, начальников).
Ключевые черты характера единственного ребёнка:
- Уверенный в себе, ответственный и добросовестный перфекционист;
- Любит быть в центре внимания, рано взрослеет;
- Ищет одобрения, может быть обидчивым, но обладает лидерским потенциалом.
Резюме: Роли в семейной системе
Подводя итог, можно сказать, что дети в семье неосознанно распределяют между собой социальные и эмоциональные роли. Первенец часто берёт на себя ответственность и высокие достижения. Второй ребёнок становится эмоциональным стабилизатором, привнося в семью радость и таланты. Третий может отражать динамику отношений между родителями. Четвёртый и последующие дети иногда берут на себя роль «клоуна», снимая накопленное в семье напряжение.
Эмоционально старший ребёнок чувствует себя особенным носителем традиций, средний — связующим звеном, младший — свободным от излишнего уважения к авторитетам. Единственный ребёнок сочетает в себе черты старшего и младшего, но с преобладанием ответственности и перфекционизма, что часто делает его более тревожным.
Книги по теме для углублённого изучения:
- Лейбин В.М. «Индивидуальная психология А. Адлера».
- Кевин Леман «Порядок рождения».
- Шенбек Элизабет «Старший, средний, младший: как очерёдность рождения ребёнка влияет на формирование его личности».
#психология #психология жизни #психология семьи и отношений #психология женщин #успех #здоровье
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: Порядок рождения ребёнка. Как это влияет на характер.
