Часто можно услышать мнение, что в прошлом отечественная медицина и образование были значительно лучше: врачи реже ошибались и относились к пациентам с большим участием, а учителя в школах были добрее и отзывчивее, в отличие от современных, которых иногда обвиняют в формализме. Однако реальность, как показывает опыт, сложнее ностальгических шаблонов. На примере двух историй из жизни моей семьи, разделённых тремя десятилетиями, я хочу показать, что проблемы человеческого равнодушия, халатности и цинизма существуют вне зависимости от эпохи и политического строя.
Случай в настоящем: дочь-первоклассница
Около десяти утра раздался звонок от младшей дочери, которая только пошла в первый класс. В голосе звучала боль и обида: «Папа, у меня очень болит живот. А медсестра меня прогнала». Узнав, что она находится в школе у медицинского кабинета, я немедленно вызвал «скорую помощь» и сам отправился туда. Прибыв одновременно с бригадой неотложки, мы вошли в здание. Охранница лишь бросила на нас равнодушный взгляд из-под очков, не задав ни вопроса, и продолжила изучать журнал.
Подойдя к медпункту, я увидел душераздирающую картину: моя дочь полулежала на холодном полу в коридоре, подложив под спину рюкзак и опираясь на стену. Мимо спокойно ходили другие ученики и педагоги — видимо, для них стало обыденным зрелищем страдающий ребёнок у закрытой двери. Фельдшер сразу же начал осмотр, а я заглянул внутрь кабинета. Медсестра неторопливо пила чай, уставившись в окно. На мой вопрос о том, заходила ли к ней сегодня маленькая девочка, она раздражённо оборвала: «А где "здрасте"!? Они тут толпами заходят, а мне следить?» После недолгого раздумья она вспомнила: «Ну была какая-то недавно, отослала в класс. Ходят, придуряются». Узнав, что это моя дочь и её сейчас повезут в больницу, она лишь отмахнулась: «Ну везите хоть всех, я что вам...».
Взято из открытого источника Яндекс Картинки в качестве иллюстрации.
Эхо прошлого: история из детства
Эта ситуация болезненно напомнила мне случай из моего собственного детства, произошедший в 1986 году. Я тогда учился в третьем классе. На втором уроке у меня резко разболелся живот. Пожаловавшись учительнице, я получил направление в медпункт, но там никого не оказалось. Вернувшись в класс и сообщив, что мне стало ещё хуже, я услышал в ответ обвинение в симуляции и отказ отпустить домой. Пришлось терпеть ещё один урок.
На перемене состояние резко ухудшилось: закружилась голова, началась рвота. Одноклассники отвели меня к учительнице, которая наконец-то разрешила идти домой, но с условием: «Только домашнюю чтоб сделал...». Как я добрался до квартиры, помню смутно — всё плыло перед глазами. Дома мама сразу вызвала «скорую», но вызов перенаправили участковому педиатру. Его мы ждали весь день, но он так и не появился.
Бригада неотложной помощи забрала меня в больницу только под вечер, когда острой боли уже не было, но всё тело покрывал холодный пот. Дежурный хирург, осмотрев меня, немедленно начал операцию, которая длилась три часа. Диагноз был серьёзным: лопнувший аппендикс и разлитой перитонит. В приёмном покое я потерял сознание. Позже тот самый педиатр оправдывался перед мамой: «Я стучал, стучал... Не открывают! Сами виноваты». На вопрос, почему он не воспользовался звонком и как в полной квартире никто не услышал стука, внятного ответа так и не последовало.
Ирония системы и общий вывод
Вернёмся к истории с дочерью. К счастью, у неё диагностировали лишь колику, и после укола стало легче. Однако ирония ситуации на этом не закончилась. Вернувшись домой, мы получили сообщение от классного руководителя с обвинением, что наша дочь «сбежала с уроков», и вызовом в школу для разбирательства. Учительница даже не была в курсе, что ребёнка из её класса увезла «скорая» прямо со школьного порога! После нашего визита с объяснениями в школу нас, что показательно, вот уже три года даже не приглашают на родительские собрания.
Эти два случая, разделённые десятилетиями, демонстрируют поразительное сходство. Часто мы склонны винить в проблемах «времена», «строй» или «начальство». Но корень зла, как метко заметил Михаил Булгаков, часто кроется не в внешних обстоятельствах, а в головах. Разруха — это прежде всего равнодушие, потеря человечности и профессиональной ответственности. История повторяется, когда на смену одним «винтикам системы» приходят другие, с тем же набором качеств. Оставаться людьми, проявлять доброту и участие — вот та самая «школа выживания», актуальная во все эпохи.
#рассказ из жизни #отношение к людям #медицина в ссср #медицина в россии #школа #отношение к ученикам #случаи из жизни #школьный медпункт #равнодушие #профессиональная этика
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: Школа выживания.
