Известная картина «Опять двойка» художника Ф.П. Решетникова, взятая из открытого источника в интернете, как нельзя лучше иллюстрирует вечную тему школьных успехов и неудач.
Почему мы, родители, так настойчиво хотим, чтобы наши дети хорошо учились? Этот вопрос кажется простым, но за ним часто скрывается отсутствие глубокого осмысления собственных мотивов. В современном обществе, где многие решения принимаются на автопилоте, нам не хватает рефлексии — способности честно спросить себя, что нами движет.
Вопрос, который мы забываем задать
А вы спрашивали своего ребенка, зачем ему нужно хорошо учиться? Ответы, как правило, шаблонны: «чтобы получить образование», «много зарабатывать», «не стать дворником». Эти фразы дети заучивают, не вникая в их смысл. Гораздо реже можно встретить искренний интерес к знаниям, особенно у младших школьников, чей природный познавательный интерес часто бывает задавлен системой и нашим, родительским, отношением.
К сожалению, диалог о мотивации подменяется монологом требований. Некоторые взрослые уверены, что их жизненный опыт дает им право решать, что лучше для ребенка, не учитывая его желаний. Ребенку отводится роль молчаливого исполнителя, который «потом спасибо скажет». Но эта статья не о критике родительства, а о попытке понять скрытые пружины нашего поведения.
Что скрывается за родительским рвением?
Давайте зададимся другим, более интересным вопросом: а зачем это нужно самим родителям? Почему для некоторых из них «четверка» у второклассника — это уже провал, повод для нотаций и бессонных ночей за учебниками? Конечно, речь не идет о случаях, когда ребенок совсем не усваивает программу. Беспокойство в такой ситуации естественно.
Но почему возникает такая одержимость оценками в начальной школе? Когда домашние задания переписываются по десять раз, а урок «Окружающий мир» превращается в многочасовую пытку для всей семьи? Фундамент знаний, безусловно, важен. Однако стоит задуматься, какой фундамент мы закладываем: любовь к познанию или стойкую ненависть к учебе, чтению и любым интеллектуальным усилиям? Добиваясь формальных пятерок «из-под палки», мы рискуем навсегда отбить у ребенка желание учиться.
Тщеславие вместо заботы?
Возникает подозрение, что за фасадом родительской заботы («желаю только лучшего») часто скрывается обычное тщеславие и попытка самоутвердиться. «У меня такого умного и хорошего, ребенок не может быть троечником». Школьные дворы и родительские чаты превращаются в поле для негласного соревнования: у кого больше пятерок, у кого — сплошной «отлично». Восторги по поводу «пяти пятерок» и раздражение из-за одной «четверки» стали обыденностью.
Замечается и другая тревожная тенденция: плохие оценки активно ругают, а хорошие воспринимают как должное, лишая ребенка заслуженной похвалы. Шкала ценностей смещается: после школы первым делом звучит вопрос «Какие оценки?», а не «Как прошел твой день?», «Что тебя обрадовало или огорчило?», «Как поживают твои друзья?». Успехи в учебе становятся главным, а порой и единственным, мерилом детско-родительских отношений.
В итоге мы получаем парадокс: стремясь к лучшему будущему для ребенка, мы фокусируемся на сиюминутных цифрах в дневнике, забывая о его эмоциональном мире, интересах и настоящей мотивации. Возможно, пришло время перевести дух и задуматься, чего мы хотим на самом деле: вырастить успешного, счастливого и любознательного человека или просто коллекционера хороших оценок для нашего родительского портфолио?
#дети и родители #учёба #образование #отношения детей и родителей #семья
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: Почему дети должны хорошо учиться.
.jpeg)