Почему не существует универсальных причин влечения: психология выбора партнера

Часто задавая вопрос о причинах влечения, мы неосознанно стремимся создать чёткую классификацию: подходит человек под некий «стандарт» или нет. Это похоже на отбор в команду: «Ты — подходишь, а ты — нет, остальные не из нашей песочницы». Но насколько такая постановка вопроса вообще корректна? В реальности механизмы притяжения между людьми гораздо сложнее и индивидуальнее.

Эволюция потребностей: от выживания к самовыражению

Изначально глубинные потребности человека были связаны с базовым выживанием в обществе (стае) и продолжением рода. С развитием цивилизации и прогрессом к ним добавились более сложные и актуальные для современного человека потребности: в признании, уважении, самореализации и глубоком самовыражении. Этот расширенный набор потребностей и формирует сложную картину межличностного притяжения.

Почему у каждого свои «причины»? Роль образа в сознании

Наш мозг воспринимает и обрабатывает информацию, создавая устойчивые образы. По сути, мы влюбляемся не столько в реального человека, сколько в его образ, сформированный в нашем сознании. Помимо образа самого себя, у нас есть образы родителей, близких друзей. Скорость, с которой растёт образ нового знакомого, напрямую зависит от того, насколько полно и глубоко он удовлетворяет наш комплекс потребностей — как основных, так и дополнительных. Именно поэтому «причины» влечения столь индивидуальны: даже при сходном наборе базовых потребностей, уникальный коктель второстепенных желаний и их интенсивность создают неповторимую карту притяжения для каждого человека.

Два кита, на которых стоит наш выбор

Наше восприятие и выбор всегда зависят от контекста ситуации, который, в свою очередь, строится на двух фундаментальных «китах»:

  1. Наша парадигма — система взглядов на мир, сформированная воспитанием, примером родительской семьи, личным опытом и наблюдениями за окружающими.
  2. Наши ожидания от конкретной ситуации, корни которых лежат в актуальной потребности и степени её неудовлетворённости. Простой пример: острая нехватка денег заставляет человека соглашаться на первую предложенную работу, даже если она не престижна. Сильная потребность «раздувает» в сознании образ этой работы, и мы передаём ей управление частью своей жизни.

Когда потребность удовлетворяется, образ может «сдуться», стать меньше нашего собственного «Я», и мы теряем к нему интерес, ищем замену. Этот механизм в полной мере работает и в сфере отношений.

Обратите внимание: Основные тренды свадебных букетов 2018.

Опасность шаблонов и искусственных образов

Именно поэтому бессмысленно искать некий универсально привлекательный тип мужчины или женщины. Чем больше мы дробим людей на категории в своей голове, тем выше риск начать «подгонять» реального партнёра под выдуманные критерии, наделяя его несуществующими чертами. Итог такого подхода почти всегда — разочарование и включение защитных механизмов психики для спасения самооценки.

Обратная сторона медали — попытка самому соответствовать мифическим «тайным причинам» влечения, почерпнутым из сомнительных источников. Это похоже на обман при приёме на работу: рано или поздно несоответствие вскроется, последует «увольнение» (разрыв), а психика, защищая эго, будет винить во всём партнёра, хотя внутри вы будете знать правду.

Путь к гармоничным отношениям

Любые попытки подстроиться под абстрактные критерии или переделать под них другого человека изначально лишают отношения равноправия и естественности, ведут к дисгармонии и, как правило, к страданиям. Поэтому стоит трижды подумать, прежде чем надевать на себя или на партнёра маску, сшитую из чужих ожиданий и стереотипов.

Добра Вам!

#отношения в паре #что хотят женщины #что хочет мужчина #как понравиться мужчине #как понравиться женщине

Больше интересных статей здесь: Психология.

Источник статьи: Каковы основные причины влечения мужчины к определенной женщине?.