Трансактный анализ, разработанный психотерапевтом Эриком Берном, представляет собой популярный метод в современной психологии, который активно используется специалистами. Этот подход предлагает уникальную систему для анализа личности и межличностных взаимодействий. Берн утверждал, что структура личности каждого человека состоит из трех основных компонентов или эго-состояний:
👨🦳 Родитель — это состояние, которое может проявляться как контролирующее (критикующее) или заботливое (поддерживающее). Оно формируется под влиянием родительских фигур и социальных норм.
👶 Ребенок — естественное (спонтанное, эмоциональное) или адаптированное (приспособившееся к требованиям окружения) состояние. Оно отражает детские переживания, эмоции и поведенческие паттерны.
👩 Взрослый — рациональное и объективное состояние личности, которое анализирует реальность, принимает взвешенные решения и действует на основе текущей информации.
Согласно теории, любое взаимодействие между людьми можно рассматривать как трансакцию — обмен сигналами между этими эго-состояниями. Анализируя, каким состоянием движим человек в конкретный момент, можно понять мотивы его поведения, особенно в конфликтных ситуациях🤬. Этот метод позволяет исследовать глубинные, часто бессознательные импульсы, которые влияют на наши решения и отношения.
Основные цели терапии в рамках трансактного анализа
➡️ Осознание ролей: Помочь человеку понять, из какого эго-состояния (Родитель, Ребенок, Взрослый) он взаимодействует с окружающими в различных ситуациях. Это позволяет научиться анализировать свое поведение со «взрослой» позиции, брать его под контроль и делать более осознанный выбор.
➡️ Понимание жизненного сценария: Выявить бессознательный сценарий (план жизни), заложенный в детстве, и при необходимости пересмотреть его, чтобы выйти из деструктивных паттернов.
➡️ Достижение автономии: Способствовать обретению личностью независимости, способности самостоятельно определять свою судьбу, принимать решения и нести за них ответственность.
Эрик Берн считал, что фундаментальная модель взаимодействия с миром формируется в раннем детстве👶 и оказывает решающее влияние на всю последующую жизнь человека.
Четыре базовые жизненные позиции по Берну
1️⃣ «Я благополучен – мир благополучен». Это позиция безусловного принятия себя и других. Считается единственной здоровой✅ моделью, которая формируется у детей, выросших в атмосфере любви, заботы и эмоциональной стабильности со стороны психически здоровых родителей.
2️⃣ «Я неблагополучен – мир неблагополучен». Наиболее пессимистичная📛 позиция, при которой человек воспринимает и себя, и окружающий мир как плохие и враждебные. Она характерна для людей, переживших глубокое отвержение, лишения или травму, и часто приводит к чувству безнадежности.
3️⃣ «Я неблагополучен – мир благополучен». При таком нарушении восприятия человек склонен обесценивать себя😞, считая других лучше и значимее. Это ведет к формированию зависимого поведения, низкой самооценке и страху быть отвергнутым. Часто возникает в семьях, где родители критикуют ребенка («ты плохой💬»), но при этом гиперопекают его, формируя убеждение «без меня ты не справишься».
4️⃣ «Я благополучен – мир неблагополучен». Эта позиция формирует так называемых «достигаторов»🏆 — людей, которые постоянно стремятся доказать свою ценность и превосходство. В детстве любовь❤️ и признание они получали только «за заслуги», а не безусловно. Во взрослой жизни это приводит к хроническому напряжению🧐, недоверию к окружающим и трудностям в построении близких, искренних отношений.
Многие знакомы с концепцией Берна через его знаменитую книгу📖 «Игры, в которые играют люди», которая посвящена именно трансактному анализу и исследует скрытые манипуляции в общении.
Как вы считаете, насколько система Берна соответствует реальности и вашим наблюдениям за людьми?
#психолог #психология #самооценка #саморазвитие #самопознание #эмоции #чувства #отношения #здоровыеотношения #любовь
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: ⏺️трансактный анализ⏺️.