Ненадежный рассказчик: почему мы верим первой версии и как это используют манипуляторы

Здравствуйте! Задумывались ли вы, что художественная литература может быть не просто развлечением, а настоящим учебником по психологии человеческого поведения? Она наглядно показывает, как люди реагируют в разных ситуациях, и даёт ценные уроки тем, кто умеет читать внимательно. Давайте рассмотрим один из таких поучительных литературных приёмов.

Что такое ненадежный рассказчик?

В литературе существует интересный художественный приём — ненадежный рассказчик. Это персонаж, от лица которого ведётся повествование, но чьи слова нельзя принимать за чистую монету. Он сознательно или бессознательно искажает факты, лжёт или умалчивает о важных деталях. Автор использует такого героя, чтобы показать события в субъективном, часто ложном свете. При этом нарушается негласное соглашение между писателем и читателем о достоверности изложения.

Термин «ненадежный рассказчик» ввёл в оборот литературовед Уэйн Бут в своей работе «Риторика художественной литературы» (1961).

Смысл приёма в том, чтобы читатель, сталкиваясь с искажённой версией событий, сам проявил критическое мышление: сопоставил факты, заметил противоречия и восстановил подлинную картину происходящего.

Читателю приходится самостоятельно отделять правду от вымысла, оценивать мотивы героев и делать собственные выводы. Автор даёт ему эту свободу, рассчитывая на проницательность и аналитические способности.

Однако на практике справиться с такой задачей удаётся далеко не каждому.

Когда обаяние лжи сильнее правды

Часто читатели настолько проникаются симпатией к рассказчику или доверяют его версии, что авторская задумка остаётся непонятой. Писателю иногда приходится буквально «в лоб» объяснять публике, что его герой — персонаж, заслуживающий скепсиса и недоверия.

Классический пример — Гумберт Гумберт из знаменитого романа Владимира Набокова «Лолита».

Кстати: Мы расскажем вам, почему в отношениях женщины и мужчины крайне важно научиться отдыхать друг от друга.

Многие до сих пор воспринимают эту историю как трагический роман о запретной любви, хотя Набоков всеми средствами показывал, что его герой — расчётливый манипулятор и преступник, оправдывающий своё преступление.

Гумберт Гумберт

Ни внутренние противоречия в исповеди Гумберта, ни намёки в тексте, ни последующие комментарии автора не смогли переубедить часть аудитории. Они продолжают видеть в нём романтического героя, а не растлителя.

Можно было бы списать это на сложность текста Набокова, но феномен работает и в более простой литературе.

Обаяние злодея в массовой культуре

Возьмём, например, цикл «Отблески Этерны», а именно первую книгу «Красное на красном». Повествование там ведётся от лица откровенно отрицательного персонажа — Ричарда Окделла.

Этот умный и обаятельный, но циничный и беспринципный молодой человек сумел вызвать такую симпатию у части читателей, что они готовы были простить ему literally всё: постоянную ложь, гордыню, презрение к окружающим, предательство друзей и благодетелей, воровство и даже попытку убийства.

Ричард Окделла.

Жизнь персонажа — сплошная цепь подлостей и преступлений. Но фанаты находили оправдания каждому его поступку, вплоть до убийства беременной женщины. Почему так происходит?

Психологический феномен: сила первого впечатления

Всё дело в ключевой особенности человеческой психики: мы склонны безоговорочно верить первой услышанной версии событий и сильно доверять первому впечатлению. Информация, которая приходит позже, часто отфильтровывается или игнорируется, если противоречит уже сложившемуся мнению или симпатии.

Зачем об этом знать?

Потому что этот же принцип работает и в реальной жизни. Тот, кто первым озвучивает свою точку зрения на конфликт, часто получает преимущество и поддержку окружения. И очень часто этим «первым рассказчиком» оказывается манипулятор или абьюзер.

Пока жертва, следуя ложным установкам о «невыносе сора из избы», молчит и переживает trauma, агрессор активно формирует общественное мнение в свою пользу. Он жалуется, играет на сочувствии, представляет себя пострадавшей стороной.

Переломить эту созданную им симпатию впоследствии невероятно трудно. Срабатывает принцип «кто первый встал — того и тапки», или, в нашем случае, «кто первый рассказал — тот и прав».

Осознание этого механизма — важный шаг к защите себя и своих границ. Будьте внимательны к источникам информации, подвергайте сомнению первую услышанную версию и помните, что за обаянием может скрываться манипуляция. Берегите себя и стремитесь к счастливой жизни!

❤️‍🩹🙈❤️‍🩹🙈❤️‍🩹

#психологияотношений #психология #манипуляции #мужчинаиженщина #абьюз #самооценка #отношения #защита #юлиямурашева

Больше интересных статей здесь: Психология.

Источник статьи: Ненадежный рассказчик. Почему люди верят первой рассказанной версии и своему первому впечатлению?.