Что скрывается за детскими прозвищами: социальные функции и психологическое значение

Каждый из нас, вероятно, сталкивался с ситуацией, когда его называли не тем именем, которое записано в свидетельстве о рождении. Детские и школьные годы часто сопровождаются разнообразными прозвищами.

Кому-то везёт получить безобидное или даже лестное прозвище вроде «Лидер» или «Звезда». Другим же приходится мириться с обидными кличками, которые высмеивают внешность, поведение или какие-то особенности. Взрослые могут относиться к этому с улыбкой, но для ребёнка его прозвище — это серьёзная часть социальной идентичности и его места в коллективе.

Дети в школьном дворе

Прозвища как социальный инструмент

Прозвища помогают детям усваивать понятия, связанные с социальным статусом, дружбой и моралью.

Чтобы глубже понять роль прозвищ, исследователь Том Харре (1980) провёл масштабное изучение этого феномена, опросив тысячи детей и взрослых в более чем десяти странах. Учёный и его коллеги пришли к выводу, что дети в возрасте от 5 до 15 лет формируют свои собственные, скрытые от взрослых, социальные миры. В этих мирах прозвища выполняют чёткие социальные функции. Одна из ключевых — это разделение на «своих» и «чужих». Ребёнок без прозвища часто воспринимается как личность, не заслуживающая внимания группы. Такие дети обычно оказываются непопулярными и могут быть социально изолированы.

Как отмечает Харре: «Иметь прозвище — значит обладать качеством, которое группа считает значимым, даже если это внимание носит негативный оттенок. Таким образом, быть «Бочкой» может быть социально значимее, чем просто быть Джоном». Иными словами, в детском коллективе обидная кличка часто предпочтительнее, чем её полное отсутствие, так как она хотя бы обозначает присутствие в социальном поле.

Прозвища как маркеры норм и правил

Прозвища вроде «Слабак» или «Толстяк» часто используются неформальными лидерами группы, чтобы наглядно продемонстрировать, каким членом сообщества быть не следует.

Обратите внимание: Редакция ХОЧУ выбрала 5 фраз, которые не стоит слышать твоему мужчине.

Носители таких кличек становятся живыми примерами нарушения неписаных норм и стандартов, принятых в группе. Через прозвища дети громко заявляют о том, что считается приемлемым в их микросоциуме, а что — нет. Любое отклонение — в поведении, манере одеваться или физической особенности — может стать поводом для получения клички. Поэтому, когда дети называют кого-то «Неряхой» или «Очкариком», они не просто дразнятся, а демонстрируют усвоение взрослых норм чистоты, аккуратности и внешнего вида.

Ребёнок в одиночестве на фоне играющих детей

Боль и культурные различия

К сожалению, для тех, кто становится объектом таких прозвищ, этот опыт может быть крайне болезненным и оставить след на всю жизнь. Интересно, что жертвами часто становятся не просто обладатели какой-то черты, а те, кто демонстрирует готовность терпеть унижения. Не каждый полный ребёнок станет «Бочкой» — это прозвище закрепится за тем, кто не может или не хочет дать отпор.

Культурный контекст сильно влияет на природу прозвищ. Например, клички, высмеивающие физические недостатки (например, «Хромой»), более распространены в арабских странах, чем в Англии или Японии. Японские дети, в свою очередь, чаще используют прозвища, связанные с животными или насекомыми, что отражает особенности их культурного восприятия.

Вывод: имя как социальный капитал

Во всех культурах прозвища помогают детям создавать социальную реальность, которую они затем берут с собой во взрослую жизнь.

На шекспировский вопрос: «Что в имени твоем?» можно ответить: «Гораздо больше, чем Вы могли ожидать».

#психология #детские прозвища #психология отношений #социализация детей #групповая динамика

#семейная психология #отношения между людьми #буллинг #детский коллектив

Больше интересных статей здесь: Психология.

Источник статьи: Что в имени твоём?.