Раскладываем "по полочкам" при помощи психоанализа детские травмы

С помощью психоанализа мы проанализируем главного героя фильма.

Психоанализ — это теория, основанная Зигмундом Фрейдом, которая представляет собой метод устранения проблем психологического характера.

Основные положения психоанализа таковы: конфликты между сознательным и бессознательным ведут к неврозам, страхам и депрессиям

Ключевая идея психоанализа состоит в том, чтобы помочь интерпретировать бессознательные мотивы поведения.

Пинтерест

Согласно теории Фрейда, человеческая психика состоит из трех компонентов: Эго, Ид и Суперэго.

Ид является источником притяжения и желания. Здесь главную роль играют основные биологические потребности человека. 

Я есть промежуточная часть между двумя Я, оно отделяет социальную природу от животного. Человек удовлетворяет потребности, ориентируется на социальные рамки.

Суперэго – общество и его правила, которые задаются с детства. Во взрослом возрасте они отражаются в морали, этике, принципах, совести, религии, законах.

Рассмотрим метод психоанализа на примере героя из фильма «Комната Марвина» Хэнка.

Пинтерест

Хэнк — трудный подросток. Он спорит с матерью, демонстративно нарушает запреты, бросает вызов всему.

Основные трудности, с которыми сталкиваются подростки:

  •  Получить независимость от родителей; 
  • Формирование личности. 

У Хэнка только начинают возникать проблемы с решением первой проблемы — автономии и саморегуляции. Не оценивает своих действий, безответственен, не понимает, какие последствия могут возникнуть (эпизод с поджогом собственного дома), совершив тот или иной поступок.

пленочный кадр

Его поведение импульсивно, часто необдуманно, он руководствуется правилом «делать здесь и сейчас», быть во власти своих эмоций и не контролировать их (об этом свидетельствует сцена, когда он убегает из дома своей тети, но возвращается утром). На этом этапе подростку важно научиться думать самостоятельно, но вся жизненная энергия Хэнка направлена ​​на преодоление маминых запретов, что приводит к конфликтам. Вина матери в том, что она не помогает ему справиться с саморегуляцией поведения, а только ухудшает ситуацию, обвиняет подростка, обесценивает его ценности (так же, как и он ее).

Эти две задачи можно объединить в одну — задачу вторичной индивидуации (избавление от привязанности к родителям, отказ от них как авторитетных фигур и поиск новых вне семьи).

Вторичная индивидуация включает в себя серьезную перестройку психики. Мать Хэнка совершает ошибку, пытаясь создать или возродить идеализацию собственных образов. Более того, мальчик идеализирует образ своего отца, которого совершенно не помнит. Его мать разрушает этот образ, говоря о плохом отношении отца к сыну, вызывая воспоминания, которые его бессознательная часть его личности вытеснила из памяти Хэнка. В результате они получают нарциссическую травму (удар по самооценке).

пленочный кадр

Налицо серьезный дисбаланс в психике. Развитие возвращается к исходной точке: баланс между силами Эго и Ид оказывается таким же, как и в первый год жизни. Только вот подростку не нужна родительская помощь, мать для него не авторитет. Теперь это Супер-Эго, и если Эго не сопротивляется этим импульсам, оно вовлечено в сильный конфликт с Супер-Эго. Внешними проявлениями этого дисбаланса являются подростковая лабильность аффекта, т е неустойчивость в эмоциональном состоянии. Хэнк, как утверждает тетя, обычный подросток, который не может справиться с новыми эмоциями и безболезненно проходит взросление. Его мать уверена, что он психически болен и помочь ему могут только врачи специализированного учреждения. Подростковый возраст — период естественного психоза, Хэнк нуждается только в поддержке, искренности и сопереживании для стабильного состояния.

Подростковый возраст проявляется как постоянная битва между эго и ид. Характер будущей зрелой личности будет определяться тем, какая сторона сильнее, и какая сторона победит одинаково плохо. Если в битве победит Ид, вхождение во взрослую жизнь будет сопровождаться широко распространенными желаниями, появится человек, которым в жизни управляют только его желания, и ему будет глубоко наплевать на других (сцена, когда Хэнк отказывается проходить тест спасти тетю от неизлечимой болезни). В случае победы эго характер, заложенный в латентном возрасте, закрепляется на всю жизнь: абсолютно социально приемлемый, но ничего не допускающий для себя (мать Хэнка ограничивает его в принятии решений, чему он сопротивляется). Оптимальный результат – обладание достаточным высвобождением влечений, при этом учет действительности и нахождение в ней своего места.

пленочный кадр

Изменения в собственном организме вызывают у подростка чувство тревоги, его поведение приводит к отчуждению от окружающих. О чем говорит нам эпизод, когда его тетя хотела погладить племянника по голове, на что Хэнк довольно резко отреагировал и ударил ее по руке. Но не только возраст является причиной отчуждения, но и ненадежные, холодные отношения с матерью являются причиной такого поведения.

Чтобы преодолеть чувство неполноценности, Хэнк испытывает преувеличенное «я», переживая его как «Я владею всем миром». Его задача – уменьшить чувство стыда. Эго достигает стабильности за счет усиления эгоистического нарциссизма при обесценивании реального объекта.

Ид – это часть личности, которая существует на уровне бессознательного. Ид Хэнка находится в конфликте с другими его частями, он не может, не умеет подавлять свои внутренние импульсы, подчинять их обществу. Его эго не может уравновесить его эмоции. Эго подростка «спокойно», не может связать бессознательное с сознательным, что приводит к конфликтам. Эта часть психики отвечает за социальную адаптацию, подчиняясь неосознанным необдуманным желаниям – Хэнк становится «изгоем», его госпитализируют, так как он не может контролировать свои эмоции, поведение и опасен для общества (пожар в доме может нанести вред не только он, его брат, но и соседи). 

По поведению Хэнка можно сказать, что семейные отношения для него критичны, он хочет привлечь к себе внимание своими выходками, непослушанием и заслужить любовь. Подросток не умеет правильно общаться, в первую очередь с мамой, потом с миром, когда сталкивается с трудностями и кризисами, выбирает какие-то деструктивные способы выхода из них.

пленочный кадр

У Хэнка срабатывают защитные механизмы, он одновременно хочет отделиться от матери и одновременно не может, так как испытывает сильную эмоциональную привязанность.

Мы также видим защиту в реверсировании аффекта.

Обратите внимание: Не интересовался взрослой дочерью - помощи не жди?.

При этой форме чувства превращаются в противоположности: любовь превращается в ненависть, зависимость в сопротивление, уважение в презрение, восхищение в насмешку. Хотя это дает Хэнку ощущение свободы, это не приносит радости. Подросток переживает как от страданий, которые ему причинили родители, так и от страданий, которые они испытывают из-за него.

Конфликт в семье провоцирует защитный механизм - репрессию. Эго Хэнка отбрасывает тревожные и опасные мысли из его головы. Он «забыл» травмирующее детство событие, не хотел признавать, что послужило настоящей причиной расставания родителей, вместо того, чтобы принять реальность, считает виновницей событий свою мать.

Мы видим отрицание — эго не верит в происходящее или отказывается это признавать.

Смещение — Хэнк перенаправляет свою реакцию и меняет вызывающий напряжение объект на другой — более безопасный. То есть объектом ненависти становится его мать, а не отец, который на самом деле обидел его и оставил их в покое.

Регрессия – подросток откатывается в развитии в ответ на отрицательные эмоции.

Хэнк тяжело переживает потерю отца, кажется, что отец именно тот человек, от которого он мог бы получить необходимую поддержку. Вот почему так живы воспоминания о нем, нередко им выдуманные. Ассоциации такие «живые», будто он заново переживает этот опыт, опыт ребенка, которому можно довериться взрослому. Перебирая фотографии, Хэнк берет единственную для него ценность — фотографию своего отца (плюс, фотография обрезана, показывая только ту часть, на которой изображен его отец) и поджигает дом. В подсознании мальчика сохраняется яркий образ отца. В прошлом у него все хорошо, его любят и ценят. Его подсознание подавляет плохие поступки отца и заменяет их вымышленными, так как он не может доверять реальному объекту - своей матери. Вот почему Хэнк так агрессивен, когда Ли раскрывает ему правду (отец неоднократно наносил физический вред своему сыну).
Бессознательное – это область психики, совершенно отличная от реальности. Он отрешен от моральных установок и предрассудков, в нем сохраняются желания и скрытые переживания. Поэтому Хэнк часто прибегает ко лжи, а реальность приукрашивает нереальными историями.

Мы видим Эдипов комплекс. Это происходит, когда ребенка за что-то наказывают, у Хэнка пробуждается сильное желание быть похожим на отца, чтобы получить еще больше внимания от матери. Причины, приведшие к развитию комплекса: развод родителей, отсутствие должного внимания и заботы, деспотичное отношение со стороны родителей, физические наказания, постоянная стрессовая ситуация в доме, рождение в семье младшего ребенка, снижение внимания к старшему со стороны матери в связи с появлением нового объекта поклонения.

Хэнк, озлобленный, бескомпромиссный подросток, испытывает особую потребность в крепких отношениях. Этим человеком для него является его тетя. Она добра к нему, не сердится на его «басни», а главное, не принуждает его ни к чему, а дает ему право выбора. Хэнк раскрывается как человек, которому не чужды близкие отношения, он находит друга, который хочет помочь. До встречи с ней он думал, что люди помогают друг другу только из корыстных желаний. В ситуации с теткой он приобретает новый навык - эмпатию. У него есть желание помочь. Несмотря на сложную ситуацию, атмосфера в доме его родственников более благоприятна для подростка, чем в его собственном доме. Он обесценивает труд и заботу матери, потому что не чувствует в ней опоры. В доме своей тети он чувствует себя человеком, который может сочувствовать, сопереживать, помогать, поддерживать, принимать самостоятельные решения. Все его действия продиктованы подсознательными желаниями. Агрессивность, девиантное поведение – это всего лишь способ самореализации личности.

Мы наблюдаем реакцию освобождения, характерную для всех подростков. Она проявляется в желании освободиться от опеки и контроля. Эта потребность вызвана борьбой за независимость, за самоутверждение как личности. У Хэнка это проявляется как стремление все делать «по-своему» и «самостоятельно».

Подростковый возраст – время социального самоопределения. Когда тетя Хэнка спрашивает, кем он хочет стать, когда вырастет, он отвечает, что уже взрослый. Его внутреннее состояние противоречит реальности, он просто хочет быть, «действовать» как взрослый, но механизмы воздействия на окружающую среду выбирает детские.

пленочный кадр

Больше интересных статей здесь: Психология.

Источник статьи: Раскладываем "по полочкам" при помощи психоанализа детские травмы.