Настоящее лицо прошлого: как оспа изменила историю и почему фильмы о 16-19 веках врут

Романтизированные образы прошлого в кино и литературе, где все персонажи — безупречные красавцы и красавицы, далеки от исторической правды. Реальность была куда суровее и оставляла на лицах людей неизгладимые следы, в прямом смысле этого слова. Главным «скульптором» внешности на протяжении веков была натуральная оспа (Variola vera) — чрезвычайно заразная болезнь с колоссальной смертностью.

Неизбежная метка эпохи

Выжившие после оспы часто платили высокую цену: потеря зрения и глубокие, обезображивающие рубцы — оспины. От этого недуга страдали все слои общества, от бедняков до монархов. Поэт Николай Гнедич, друг Пушкина, ослеп на один глаз после перенесённой в детстве болезни. Оспа не щадила и венценосных особ: от неё скончались королева Англии Мария II, король Испании Людовик I и российский император Пётр II.

Масштабы эпидемий поражают. В XVIII веке, по подсчётам врачей, оспой переболевали 999 человек из 1000. Ежегодно в Европе она уносила жизни около 1.5 миллионов человек. Лицо без оспин было такой редкостью, что во Франции его отсутствие считалось особым приметой и могло привлечь внимание полиции. Именно потребность скрывать следы болезни дала мощный толчок развитию косметики: и мужчины, и женщины обильно покрывали лица белилами на основе мела.

Долгий путь к победе

Первую надежду на спасение человечеству подарило наблюдение английских врачей в XVIII веке: люди, переболевшие более лёгкой коровьей оспой, приобретали иммунитет к смертельной натуральной. Это открытие легло в основу вакцинации. Однако окончательно победить оспу удалось лишь во второй половине XX века, во многом благодаря масштабной программе вакцинации, инициированной Советским Союзом, который поставил миллиарды доз вакцины в основные очаги инфекции — страны Азии и Африки.

Врачи у постели больного оспой.

Последняя вспышка: московская драма 1960 года

На территории СССР последняя эпидемия оспы случилась в 1960 году. Её завез в Москву художник Алексей Кокорекин, вернувшийся из творческой поездки в Индию. История, описанная Юрием Шапиро, напоминает трагикомедию: Кокорекин, привезя подарки, сначала навестил любовницу, а лишь потом вернулся к жене. Уже чувствуя недомогание, он был госпитализирован с диагнозом «грипп» и скоропостижно скончался.

Художник Алексей Кокорекин был очень импозантным мужчиной.

Только при вскрытии опытный патологоанатом из Ленинграда опознал страшную болезнь — натуральную оспу. Это вызвало чрезвычайную ситуацию всесоюзного масштаба. КГБ начал тотальное отслеживание контактов художника. Выяснилось, что и жена, и любовница, получив в подарок индийские ткани, бегали с ними по московским магазинам, не подозревая об опасности. Вспышка, начавшаяся почти анекдотично, унесла жизни трёх человек, а всего заболели 43 москвича. В срочном порядке была проведена поголовная вакцинация всего населения Москвы.

Пример работы художника Кокорекина.

Вирус в пробирке: зачем хранить побеждённого врага?

Сегодня вирус натуральной оспы считается искоренённым в природе. Последние его образцы хранятся под строжайшим контролем всего в двух лабораториях мира: в российском научном центре «Вектор» и в американском Центре по контролю заболеваний (CDC). Уничтожить эти запасы — значит стереть оспу с лица Земли навсегда. Однако научное сообщество пока не решается на этот шаг, сохраняя вирус «на всякий случай» — для возможных будущих исследований. Эта мера предосторожности служит напоминанием о том, как хрупка победа над древним и беспощадным врагом.

--------

Подписаться на мой канал!

Больше интересных статей здесь: Психология.

Источник статьи: Оказывается, все эти фильмы про 16-19 века, книги, в которых одни только красавицы и красавцы, не имеют ничего общего с реальностью.