Александр Баширов: путь от мечты о Ленинграде до мастера эксцентричных ролей

Мастер запоминающихся образов

Александр Баширов стал одним из самых узнаваемых актёров российского кино благодаря своему уникальному таланту перевоплощаться в эксцентричных, маргинальных и часто гротескных персонажей. От гоблинов и гробовщиков до ярких чудаков — каждая его роль оставляет неизгладимый след в памяти зрителя, демонстрируя глубину актёрского дарования.

Изображение из бесплатного источника

Начало пути: мечта о живописи и первая неудача

Творческий путь Баширова начался с любви к рисованию, которая проявилась ещё в детстве. Окончив восемь классов, он с большими надеждами отправился покорять Ленинград, мечтая поступить в художественную школу. Однако судьба распорядилась иначе — экзамены оказались неудачными. Не желая возвращаться в родной посёлок Согом в Тюменской области, молодой Александр проявил характер: он получил рабочую специальность в ПТУ и до призыва в армию трудился на Выборгском цементном заводе.

Изображение из бесплатного источника

Армейское творчество и путь к кинематографу

Именно в армии в полной мере раскрылась его тяга к творчеству и эпатажу. Чтобы разнообразить солдатские будни, Баширов активно участвовал в художественном кружке. Его главным армейским творением стал монументальный портрет Леонида Брежнева в танковой каске размером три на четыре метра. Эта работа долгие годы украшала фасад местного клуба, предвещая будущее автора как создателя ярких, запоминающихся образов.

ВГИК и звёздный дебют

В кинематограф Александр Баширов пришёл сравнительно поздно, став студентом режиссёрского факультета ВГИКа почти в 30 лет. Его талант был быстро замечен: уже через год Сергей Соловьёв пригласил его на роль чудака в фильм «Чужой белый и рябой». С этого момента началась его активная кинокарьера. Баширов снимался практически без остановок в таких знаковых картинах, как «Асса», «Игла», «Мама, не горюй!», «Сёстры», «Штрафбат», «Девятая рота», «Край». Хотя его персонажи часто были второстепенными, актёр умел сделать их настолько яркими и самобытными, что они надолго оставались в памяти зрителей.

Играть изгоя или сумасшедшего — задача особая, требующая гораздо большего мастерства, чем воплощение «среднестатистического» человека. Именно маргинал, по мнению многих, способен пробить брешь в обыденности, заставив всех обратить на себя внимание. При этом сам актёр однажды признался, что образ «фрика» стал для него своеобразным режиссёрским штампом, от которого было сложно избавиться, хотя изначально это не было его личным выбором.

Кадр из фильма «Асса»

Встреча с легендой: знакомство с Виктором Цоем

На съёмках культового фильма «Игла» произошла знаковая встреча Баширова с Виктором Цоем. Их отношения были неоднозначными: Александр считал музыканта снобом, особенно из-за его отказа от водки в пользу дорогого вина и нежелания принять в подарок вельветовые джинсы. Цой полагал, что в такой одежде будет выглядеть как скучающий добропорядочный буржуа. Несмотря на разность характеров, две нестандартные творческие личности нашли общий язык. Их совместным странным развлечением был просмотр телевизора без звука, над которым они вместе смеялись.

Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"

Личная жизнь: от бурных романов к тихому счастью

Обладая яркой харизмой, Александр Баширов всегда пользовался успехом у женщин, хотя и относился к этому с иронией. Он отмечал, что среди поклонниц много тех, кто преследует корыстные цели, и старался сразу отсеивать таких людей.

Фото из бесплатного источника /с Марией

Его первая жена — шведка Мария Ценскен, дочь политического деятеля, которую он встретил во ВГИКе. Она была смелой, прямолинейной девушкой с бунтарскими взглядами, противоречившими советским нормам. Хотя их брак был недолгим, именно Мария помогла Баширову осознать свою уникальность.

Обратите внимание: Женский образ кисти ленинградского гения Ивана Славинского.

Фото из бесплатного источника / с Сарой

В конце 80-х актёр женился на американке Саре Венди Ньютон, учившейся в России. В начале неспокойных 90-х, когда кинопроизводство замерло, пара уехала в США, где у них родился сын Кристофер. Жизнь в достатке в знатной семье жены не принесла счастья: Баширова одолевала тоска по родине. Брак распался, и актёр вернулся в Россию.

Фото из бесплатного источника / с Инной Волковой

Свою настоящую любовь он встретил случайно, обратившись за ссудой для переезда в Москву. Деньги ему одолжила солистка группы «Колибри» Инна Волкова. Девушка так ему понравилась, что все взятые средства он потратил на ухаживания, а вскоре сделал ей предложение. Через год родилась дочь Александра. Молодой семье первое время приходилось непросто в московской коммуналке, но бытовые трудности только укрепили их союз. Сейчас пара счастлива вместе уже более тридцати лет.

Фото из свободного источника / с дочерью Александрой

Наследие и современная жизнь

Дочь Александра, Александра Баширова, пошла по стопам отца, окончив режиссёрский факультет ВГИКа. Актер поддерживает связь и с сыном Кристофером, который периодически приезжает к нему из США.

Сегодня 67-летний Александр Николаевич реже появляется на экране, но активно занимается благотворительностью. Основанный им фонд «Чистые мечты» много лет помогает молодым кинематографистам. Ежегодно он также организует собственный кинофестиваль «ДебоширФильмфестиваль», продолжая эпатировать публику и дарить ей хорошее настроение. Возможно, это часть его образа, а возможно — сущность великого художника, который всегда остаётся верен себе.

Кадр из фильма "Зулейха открывает глаза"

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на страницу!

Больше интересных статей здесь: Психология.

Источник статьи: С детства он прекрасно рисовал и после восьмилетки с большими надеждами рванул в Ленинград, но не судьба.