С 16-летней вдовушкой можно было поладить - молодой коробейник Ефим знал это от сотоварищей, уже не раз наведывавшихся в село Бобовичи

С 16-летней вдовой удалось поладить - молодой купец Ефим знал это от своих товарищей, уже не раз бывавших в деревне Бобовичи. Сидя на насыпи у лавки ткачихи, продавцы говорили только о Дарье. Молодая девушка, но уютная, ходит в легком ситцевом платье, так что ноги у мужика подкашиваются. Женщине не повезло, она потеряла мужа - он упал с крыши, когда ремонтировал крышу. Он был хорошим парнем, молодым и сильным.

Теперь, говорили купцы, Дарья никому не нужна — кто на вдове женится? - но ты можешь поладить с ней. Ефим жадно слушал, верил и не верил. Неужели даже у Яшки морда кривая и он ужился с Дарьей?

Наконец, не в силах больше слушать болтовню продавцов, Ефим собрал лучшие наркотики и отправился в ту же деревню Бобовичи.

Степан Александровский «Доярка», 1870 г

По статистике 1897 г., среди женского сельского населения Российской империи 8% составляли вдовы. Вдовы в крестьянском мире составляли уникальную категорию, и отношение к ним колебалось от жалости до ненависти и подозрительности (муж умер, значит, с ней что-то не так, значит, она умерла).

Отсутствие мужа считалось у крестьян недостатком, особенно если замужняя женщина не успевала рожать и воспитывать детей. Вдова со взрослыми детьми после смерти мужа вполне могла стать хозяйкой дома (во многом). Если женщина жила отдельно, сыновья должны были обеспечивать ее хоть каким-то содержанием.

Гораздо хуже обстояло дело, если женщина до смерти мужа жила в доме свекра. В этом случае она могла либо уйти (что грозило большими неприятностями), либо остаться (что также не принесло ничего хорошего). Поскольку она находилась под полной властью свекра, вдова (особенно если она была молодой женщиной) часто сталкивалась с таким явлением, как невестка, не говоря уже о том, что ее нещадно использовали как бесплатный труд.

Альтернативой жизни в одиночестве или жизни в доме тестя было возвращение в дом родителей или, например, в дом брата. Конечно, если бы была даже такая возможность. Вдова чаще всего жила работницей, зарабатывая хлеб себе и детям тяжелым трудом и без права голоса в семье.

Зинаида Серебрякова "Крестьяне. Обед", 1914 год.

Без мужа в деревне было трудно, и хотя вдове достался в наследство дом и некоторое имущество, не все женщины были в состоянии содержать хозяйство в порядке. Неумение вдовы успешно справляться хорошо отражено в народных «пословицах":

«У вдовы пашню не пашут, вдова строит мосты из досок калины, гвоздей из еловых шишек".

Вдовство матери произвело на дочерей серьезное впечатление. "У попа коня не покупай, у вдовы дочери не бери" - эта жестокая народная мудрость имела под собой основу. Считалось, что без мужского воспитания девочка не может вырасти хорошей невестой и будет плохой женой.

Поэтому неудивительно, что многие женщины, едва примерившие «вдовий платок», стремились выйти замуж повторно. Выбор женихов был ограничен: нищий крестьянин, деревенский изгой; пьющий мужчина; крестьянин с репутацией деспота и т д. Лучшим вариантом для вдовы был вдовец, но проблема заключалась в том, что вдовствующие крестьяне изо всех сил старались найти «чистую» невесту.

НА. Антохина-Курак «Крестьянская свадьба".

Но если вдова была молода и красива, то и с женихами проблем не было - такой, как говаривали в деревне, "вор", мог хоть выбрать.

В целом статистика вдов, повторно вступающих в брак, удручает - всего 4%. Вдовцам удавалось создать новую семью гораздо чаще - 23%.

«Лучше семь раз сгореть, чем один раз быть вдовой», «Мне нужен муж, а без мужа еще хуже», «Горько вдовье дело» — все эти поговорки в основном относились к вдовам, которые были совершенно одна или с маленькими детьми. Этим женщинам пришлось тяжелее всего.

Почти в каждой деревне жила одинокая «вдовушка» в покосившемся домике.

Обратите внимание: Забеременеть во время месячных не просто можно, а очень даже реально. Как хотите, конечно... Но мы бы между риском и презервативом не выбирали..

Если у нее был целый выводок детей, маленьких, маленьких, меньших, то жизнь вообще становилась невыносимой.

Хорошо, если другие односельчане относились с сочувствием, помогали, помня, что «обидеть вдову или сироту — смертный грех». Но случилось это по-другому. Дом одинокой вдовы стал своеобразным «увеселительным местом» для окрестных крестьян, и многие приходили «в гости» за известными делами. Лихие в частности взяли силой то, что им не принадлежало.

В. М. Максимов «Кто там?», 1879.

Окружающие женщины, возмущенные «провокационным поведением» вдовы, вполне могли объявить ее ведьмой и прийти к победе.

Вдовы вместе с сиротами пополнили огромную армию нищих в городах и селах Российской империи. Чтобы добыть еды, женщинам с закопченным стадом детей приходилось ходить из дома в дом, «перекусывать» - выпрашивать ради Христа хотя бы кусок хлеба.

Чтобы добывать пищу, не было вдов, презирающих что-либо. Так вот, купцы прекрасно знали, что «вдова» вполне может заплатить за тот или иной товар «высокой рожью». В стихотворении Н.А. Некрасова «Коробейники» прекрасно показано:


Катя действует осторожно,
Все боюсь передать.
Поцелуй парня и девушки
Он просит повысить цену.
Только глубокая ночь знает
Как они поступили.
Распрямись, высокая рожь,
Храни тайну свято!

Бедность вынуждала вдов, сирот и солдат уходить в город, где они заполняли «потешные заведения".

Молодая крестьянка. Фото начала 20 века.

Интересно, что к этим женщинам в крестьянском мире часто относились с симпатией: все понимали, что бедность толкает обездоленных на дурную стезю.

Счастливой вдовой считалась та, кому удавалось устроиться в городе прислугой, кухаркой или горничной. Такие женщины постепенно становились «городскими», и, посещая сельскую местность, они привносили в крестьянский мир уникальные ценности истинного женского раскрепощения.

Удивительно, но именно обездоленные, несчастные вдовы и сироты стали предвестниками грядущих масштабных перемен в общественном сознании, в сломе древних домостроительных порядков. Оказавшись без мужчины, многие женщины через суровые испытания и лишения стали хозяйками судьбы, духовно переродились и осознали, что «женщина права".

Не будет преувеличением сказать, что современная женщина, которая водит машину или руководит фирмой, должна сказать спасибо, в том числе и несчастной, угнетенной вдове конца 19-начала 20 века, нашедшей в себе силы поднять голову и сними с вдовы платок.

----

Спустившись с холма, Ефим вошел в деревню Бобовичи. Найти дом Дарьи по описанию купцов не составило труда: покосившаяся черная изба на окраине.

Ефим поддержал ящик рукой, чтобы не слишком давить на плечо, и легонько постучал.

"Кто там?" - это был осторожный девичий голос.

— Я купец. Считай наркотики даром, — по обыкновению заявил Ефим.

Дверь открылась, и бедный купец ахнул. Девушка была гораздо красивее самых восторженных описаний покатой морды Яшки. Но в руке она держала большой остро заточенный топор.

Убедившись, что истина перед ней, купчихой, Дарья опустила свое грозное оружие.

«У вас есть голубой ситец?".

Ефим вытащил вещи из коробки и отдал Дарье. Она спокойно пересчитала деньги, отдала купцу и закрыла дверь.

С тех пор купец в селе Бобовичи зачастил. А Дарья всегда открывала дверь топором, но больше ничего не покупала, только смотрела удивленно, отвечала резко и сурово.

Только в десятый визит к Ефиму Дарья узнала его голос и открыла дверь, не держа в руках топора. Постепенно молодые люди стали общаться, говорить о жизни.

Вскоре Ефим понял, что Яшка-Кривой рыл и другие подельники наврали о Дарье - ужиться с этой девушкой было невозможно. Разве что выйти замуж.

Иван Семенович Куликов "Возвращение из города".

И Ефим женился на вдове, как его ни отговаривали.

Свадьбу сыграли на Красной Горке. Они жили долго и, насколько это было возможно, долго и счастливо.

-----------

В связи с грядущим закрытием Pulse приглашаю вас подписаться на мой "ЗЕН". 

Больше интересных статей здесь: Психология.

Источник статьи: С 16-летней вдовушкой можно было поладить - молодой коробейник Ефим знал это от сотоварищей, уже не раз наведывавшихся в село Бобовичи.