Вовремя отказаться от неадекватных молодых - тоже успех!
Наверное, настало время поделиться не только свадебной историей, но и рассказать немного о "взрослении" конкретного провинциального фотографа. Возможно, кто-то узнает в этом рассказе себя, а кто-то заметит мои "грабли" и умело обойдет их в своем пути. Поэтому в этом тексте будет чуть больше болтовни про технику.
Итак, нужно сразу разграничить российскую глубинку и крупные мегаполисы. То, что работает там, не всегда работает у нас, или вообще нереально. Поэтому все разговоры о заоблачных ценах на свадебные съемки я предпочел оставить в стороне. Да, хорошо, когда у меня хватало популярности держаться в хорошем середняке. Но и это по "маасковским" меркам просто курам на смех. Именно поэтому многие фотографы в провинции несколько ограничены в возможностях апгрейда техники.
Когда я снимал альфой-соткой, я просто умирал от неимоверного шума, который она плодила на высоких ISO. Но задирать его на банкете в темном зале было просто жизненно необходимо, иначе умирала вспышка, и задник был весь темный. Поэтому я перешел на неплохую на то время 450-ю. Вполне демократично по цене (кажется, ценник был около 15 т). И я мог себе позволить менять тушки прямо во время свадебного сезона. Это было бюджетно - свадьба тогда стоила у нас примерно 12-15 т. Зато она не так сильно шумела, была гораздо шустрей и удобней.
После я сумел перебраться на полный кадр. Хотя это были тоже не топовые камеры, но гораздо удобней и лучше. И вот на этом этапе я завис надолго. Просто считал: от перехода в еще более дорогой сегмент техники я не выигрывал ничего, кроме своего удобства. Наши клиенты не стали бы мне платить больше, а зачем тогда мне эти заморочки? При этом фулл-фрейм, стоящий у меня на "вооружении", был вполне себе долгоживущий и всепогодный. А если так - зачем вкладываться, в то, что не принесет выгоды?
Я стал больше задумываться о том, как сделать фотки со свадьбы в нашем "Зажопинске" отличными от других фотографов. Как избежать штампов, когда у нас одна и та же площадь на всех. Как "сразить" клиента не количеством фоток, а их отличностью друг от друга и других молодоженов. Стал рисовать, искать места рядом или в городе, выписывать подходящие. Всё это мы потом обсуждали на встрече с молодоженами. Спустя какое-то время я заметил, как изменилось отношение ко мне со стороны будущих клиентов. Мне совсем теперь стало не нужно показывать свои работы, чтобы убедить со мной работать. Мы просто беседовали, обсуждали и рассматривали варианты, где и как снять их свадьбу, как сделать ее интересной, без особых сложностей и главное, удобной. В то же время я продвигал "свои" заготовленные места, отлично зная, где и в какое время дня будет стоять солнце.
Мы могли обсудить буквально всё, что могло быть на свадьбе, начиная от туфель жениха или невесты, и заканчивая возможными вариантами финала свадебного банкета. Я делился своим опытом, рассказывал о каких-то удачных или неудачных опытах на чужих свадьбах, предлагал тех или иных специалистов, подсказывал, кто мог лучше и в нужном стиле провести свадьбу именно с учетом характера именно этой пары. Говорил об особенностях ресторанов или кафе. Предостерегал от ненужных затрат и подсказывал, где они могут произойти. В общем, я был для них кладезем знаний в организации свадеб в городе. В результате такой работы "мои" свадьбы лишились анархии, стали более продуманными и "гладкими". Не было "заторов" или нелогичных остановок. Всё было продумано заранее и при необходимости молодые "включали план "Б". Про себя я заметил, как выросло качество фотографий, что я отдавал молодым! Потому что количество ситуаций, где я мог вынужденно снять плохо, было сведено к минимуму. Да, и еще один плюс - после дотошного знакомства я мог отказаться снимать свадьбу, если чувствовал, что молодожены не совсем адекватны. Мне такие проблемы были не нужны.
Примерно в это время я понял еще одну удобную штуку - блоки. Да, нужно просто вместе с будущими молодоженами продумывать их свадьбу, деля ее на взаимозаменяемые блоки. Например: планируется получасовая съемка на природе, а в день свадьбы пошел дождь. И мы ее заменяем на заранее запланированную поездку в кафе, где тепло и сухо. И теперь вообще стало замечательно. Я не шел на поводу у молодых, а сам предлагал им нужное мне направление. Качество материала, получаемого "на выходе", стало стабильным и уже никак не зависело от случайных факторов.
К тому же в ходе таких встреч, а они, зачастую, длились полтора-два часа, я успевал хорошо узнать и понять характеры своих будущих молодожён. Честно скажу - я многое потом записывал в блокнотик, который просматривал накануне свадьбы. Чтобы не забыть о каких-то особенностях, предпочтениях или "фишечках" каждого. На свадьбе, когда молодожены буквально находятся в стрессе, ненавязчиво вспомнить какой-то их прикол, забавную шутку - стопроцентный вариант расслабить их и заработать еще толику доверия. Потом чуть позже я узнал, что наши ведущие тоже составляют для себя такую "шпаргалку" по особенностям пары. Правда, они их просто просят заполнить небольшую анкету.
Так из фотографа-балбеса я постепенно перерос в фотографа-зануду. Зато я мог спустя много лет безошибочно сказать, как зовут любого из своих молодоженов. Мы не раз сталкивались с некоторыми или просто на улице, или в каких-то заведениях, на других свадьбах, и всегда были рады таким встречам. Тогда я чувствовал: то, что я делаю, действительно нужно людям и они совсем не жалеют о тех деньгах, что заплатили когда-то мне.
А в следующий раз, пожалуй, расскажу о взаимоотношениях с коллегами.