Вспышки в фотографии: от основ к практике
Фундаментальная роль света
Основное предназначение вспышки — создавать и контролировать свет там, где его не хватает для качественной съемки. Это ключевой инструмент для управления освещением в кадре.
Стоит помнить, что сама суть фотографии, происходящей от слова "светопись" (писание светом), раскрывает важнейший принцип: изображение создается светом. Понимание этого — первый шаг к осознанному построению кадра и управлению его атмосферой. В будущих материалах мы подробно разберем виды света и его применение в отдельном разделе "Свет в фотографии".
Какую вспышку выбрать новичку?
Встроенная вспышка камеры имеет крайне ограниченные возможности и часто дает жесткий, невыразительный свет. Хотя в некоторых специфических ситуациях она может быть полезна, для серьезной работы со светом необходима внешняя вспышка. Её главное преимущество — мобильность. Вы сможете не только установить её на "горячий башмак" камеры (специальный разъем сверху), но и разместить на отдельной стойке, что открывает простор для творчества.
Для портретной съемки классическим и очень эффективным приемом является расположение источника света под углом примерно 45 градусов к модели. Это позволяет создать объем, проработать черты лица и получить приятные тени.
Стартовый комплект оборудования
Если вы готовы инвестировать в базовый набор для работы со светом, вот что вам понадобится для начального уровня:
- Внешняя вспышка. Отличным вариантом по соотношению цены и качества являются модели от китайской фирмы Yongnuo (Юнгноу). Они хорошо зарекомендовали себя среди фотографов.
- Фотостойка. Выбирайте стойку высотой не менее 2 метров, а лучше — 220 см. Это даст больше свободы в позиционировании света.
- Синхронизатор (радиосинхронизатор). Это небольшое беспроводное устройство, которое позволит дистанционно "поджигать" вспышку с камеры, когда она стоит отдельно на стойке. Без него внешняя вспышка теряет большую часть своей функциональности.
Лично я пользуюсь набором от Yongnuo — это недорогое и при этом надежное решение.
- Фотозонт на просвет. Почему именно на просвет? Потому что он универсален. Вы можете направлять свет через него, получая мягкий рассеянный поток, а можете развернуть его и использовать в качестве отражателя от своей белой внутренней поверхности. Существуют также зонты с серебристым покрытием, но они дают только отраженный свет и менее гибки в использовании. Такие зонты, однако, отлично подходят для создания контрового света (об этом подробнее в разделе "Свет").
Интересное по теме: Чем хороша зимняя свадьба? Советы от фотографа.
- Крепление (кронштейн) для вспышки. Эта недорогая, но критически важная деталь позволяет:
- Надежно зафиксировать вспышку на стойке.
- Закрепить перед вспышкой фотозонт.
- Регулировать угол наклона вспышки относительно объекта съемки.
Важный совет: не экономьте на этом креплении. Однажды, купив дешевую ненадежную модель, я чуть не разбил дорогую вспышку — она просто упала со стойки.
Так ли необходима вспышка?
Ответ однозначный: да, необходима. Если вы планируете снимать в помещениях и стремитесь к профессиональному, художественному качеству изображения, будьте готовы к тому, что для сложных световых схем одной, а иногда даже и двух вспышек будет недостаточно. Работа со светом — это путь, и начинается он с первого источника.
В следующей статье цикла мы поговорим о том, что такое фотофонарь и как его можно творчески использовать в съемке.
Если у вас остались вопросы по выбору или использованию вспышек, смело задавайте их в комментариях — с удовольствием на них отвечу!
Другие полезные материалы:
Свадьба.
Инструменты фотографа. Часть пятая. Вспышки.
