В традиционных русских представлениях, основанных на фольклоре XIX века, колдун на свадьбе воспринимался как фигура одновременно опасная и необходимая. Считалось, что именно он способен защитить молодоженов и гостей от свадебной порчи, которую мог наслать другой, недоброжелательный чародей. Примечательно, что колдун, наложивший порчу, уже не мог ее снять — для этого требовалась помощь другого знахаря, пусть даже менее могущественного.
Роль колдуна в свадебном обряде
Чтобы обезопасить праздник, колдуна обязательно приглашали и встречали с особыми почестями. Его роль выходила далеко за рамки простого гостя — он становился главным распорядителем и защитником. Встречали его у дверей избы с чаркой водки, что подчеркивало его особый статус. После ритуального угощения колдун приступал к осмотру и очищению пространства: разбрасывал по усадьбе хлеб с солью, сыпал в углах избы рожь, золу и траву, тщательно проверял печь на наличие зловредных зелий.
Особое внимание уделялось защите самих молодых. В качестве оберегов жениха подпоясывали сетями, а подол платья невесты утыкали иголками и булавками. Колдун сопровождал свадебный поезд в церковь, читая заклинания на каждом перекрестке и под воротами — местах, считавшихся особенно уязвимыми для темных сил. Обратная дорога из церкви всегда прокладывалась другим путем, чтобы сбить с толку возможных недоброжелателей.
Магическая битва и "трава-прикрыш"
Фольклор сохранил истории о настоящих магических битвах между колдунами. Например, этнограф С. Максимов записал рассказ о том, как неприглашенный чародей пытался направить свадебный поезд в лес, но приглашенный колдун парировал заклинание, обратив чары против самого нападавшего. Одним из ключевых обрядовых моментов было использование так называемой "травы-прикрыш" (борца шерстистоустого). Колдун клал это ядовитое растение на порог дома жениха, и невеста должна была перепрыгнуть через него, чтобы перенаправить возможную порчу на ее автора.
Виды свадебной порчи и способы защиты
Порча могла быть наведена разными способами: через еду и напитки, с помощью заговоренных предметов, подложенных под порог или в одежду. Особенно опасались порчи, лишающей жениха мужской силы (импотенции). Фольклорист Павел Якушкин подробно описал такие ритуалы, включавшие использование нити из покрывала мертвеца, веревки от церковного колокола или мохра от паникадила с особыми заговорами. Для лечения подобной порчи существовали сложные обряды с водой, зачерпнутой на утренней заре.
Последствия свадебной порчи могли быть ужасны: от бесплодия и кликушества до физического отвращения супругов друг к другу. В народных рассказах встречаются случаи, когда невесту "защекочивали сорокой", лишив дара речи, или наводили порчу через дубовый лист. Когда все знахарские средства были исчерпаны, обращались к официальной медицине как к последней надежде.
Символика порога и границы миров
Особое значение в этих обрядах придавалось порогу и дверному проему, которые в народном сознании представляли границу между своим, безопасным миром и чужим, враждебным пространством. Именно поэтому так много защитных ритуалов было связано с дверями: их очищали, на порог клали обереги, а выход из дома сопровождали молитвой. Эта глубинная архаическая символика делала свадебные обряды не просто набором суеверий, а сложной системой защиты, пронизанной мифологическим мировоззрением.
(с) Наталия Будур. По материалам авторских книг.
Иллюстрации - из свободного доступа в интернете
Больше интересных статей здесь: Свадьба.
Источник статьи: Представления русского народа. Фольклорные байки.