В конце XIX века князь Вячеслав Тенишев, известный промышленник и меценат, инициировал масштабное исследование жизни русской деревни. Его интерес был далёк от праздного любопытства: понимание мировоззрения, нравов и быта крестьянства он считал ключом к управлению обществом в эпоху социальных перемен. Для этого было создано Этнографическое Бюро, которое через сеть корреспондентов из народа собирало уникальные данные. Среди прочего, эти материалы проливают свет на интимную сторону жизни, половое воспитание и брачные ритуалы, которые сегодня могут показаться удивительными. Например, существовало поверье: чтобы зачать мальчика, мужчине следовало надеть ушанку, а для девочки — повязать женский платок.
Вячеслав Николаевич Тенишев был не просто аристократом, а прагматичным деятелем, стоявшим у истоков российского автомобилестроения и курировавшим международные выставки. Он полагал, что для сохранения стабильности в стране, особенно с учётом растущего оттока крестьян в города и формирования рабочего класса, необходимо глубоко понимать психологию и обычаи «низшего сословия».
Научный подход к изучению нравов
Чтобы избежать стереотипов и получить достоверную информацию, Тенишев разработал детальную программу из 500 вопросов. С 1897 года в течение трёх лет корреспонденты из 24 губерний — сельские старосты, священники, грамотные крестьяне — присылали свои отчёты. К сожалению, смерть князя в 1903 году помешала публикации задуманной монографии «Быт великорусских крестьян-землепашцев». Эти бесценные материалы стали широко издаваться лишь в наше время, став фундаментом для исследований дореволюционной деревенской жизни.
Молодёжные гулянья и добрачные отношения
Как сообщали из Буйского уезда Костромской губернии, половое созревание у девушек наступало к 15-16 годам, у парней — к 17-18. Родительский контроль был асимметричным: дочерей строго оберегали от добрачных связей, опасаясь внебрачной беременности и проблем с замужеством, в то время как к сыновьям часто относились снисходительно, а иногда и поощряли их «опыт», считая это признаком удали.
Основным местом для знакомств и ухаживаний были молодёжные собрания — «беседы» зимой и посиделки летом. Туда допускалась молодёжь с 14-15 лет, а женатые и замужние могли быть лишь зрителями. На «беседах» пели песни, плясали, играли в игры типа «в соседи», которая позволяла сидеть рядом с симпатичным человеком. Нередко вечера заканчивались драками, особенно когда в гости приходила молодёжь из соседних деревень и возникали споры из-за девушек или выпивки. Серьёзным оскорблением для девушки считался сорванный с её головы платок — это публично намекало на её близость с обидчиком.
Внебрачные связи, хотя и осуждались на словах, были распространённым явлением. Беременность незамужней девушки становилась предметом всеобщего обсуждения и осуждения, причём вся вина ложилась исключительно на неё. Парней общественное мнение практически не затрагивало. Интересно, что некоторые девушки сознательно шли на такие связи от отчаяния: на «беседах» с ними никто не знакомился, не дарил гостинцев, что делало их объектом насмешек и унижений со стороны сверстниц. Это могло доводить до крайних мер, включая самоубийства или, наоборот, до мести — увода кавалеров у более успешных соперниц.
Критерии выбора жениха и невесты
Брак в крестьянской среде часто рассматривался как хозяйственный союз. Для мужчины это была возможность получить «даровую работницу», а для женщины — обрести социальный статус и обеспечение. При выборе невесты на первый план выходили практические качества: крепкое здоровье, трудолюбие, умение вести хозяйство и рукодельничать. В отличие от современных стандартов красоты, худоба считалась серьёзным недостатком — её связывали с болезненностью и возможным бесплодием. Даже такие мелочи, как родинки, шрамы, насморк или охрипший голос во время сватовства, могли стать причиной отказа.
Жениха же оценивали по его способности содержать семью: ценились навыки в ремесле или промысле, а идеальным кандидатом считался единственный сын в зажиточной семье. Родительская воля при заключении брака была решающей, но существовали и браки «убёгом» — чаще не из-за запрета родителей, а чтобы сэкономить на пышной свадьбе и приданом.
Свадебные обряды и первая брачная ночь
Свадьба была насыщена ритуалами. Первая брачная ночь молодожёнов часто происходила прямо во время свадебного пира. Молодых отводили в отдельную комнату или за занавеску, а затем «дружка» (распорядитель со стороны жениха) периодически интересовался у гостей, не пора ли «поднимать молодых». Кульминацией было предъявление рубашки невесты: если на ней были следы девственности, пир становился ещё веселее. В противном случае праздник омрачался, а родне невесты могли демонстративно подавать напитки в дырявых или негодных сосудах в знак позора.
Интимная жизнь супругов также была окружена множеством суеверий и правил. Считалось грехом заниматься любовью перед иконами, поэтому их завешивали тканью. Нательные крестики перед этим снимали. А на следующее утро после близости в церковь ходить не рекомендовалось — сначала нужно было посетить баню или тщательно омыться и переодеться.
#история России #православие #крестьяне #быт крестьян #народные обычаи #личная жизнь крестьян России #сватовство на руси #русская свадьба #крестьянский быт
Больше интересных статей здесь: Свадьба.
Источник статьи: Секс в русской деревне: надевай ушанку — будем мальчика делать….
