Свадебные традиции СССР в 1970-е годы: от «свадебного поезда» до «разгоночного торта»

Свадьба всегда была и остаётся одним из самых значимых событий в жизни семьи. Каждая эпоха привносит свои особенности в её проведение, и 1970-е годы в СССР не стали исключением. Эта статья, основанная на исследовании Г.М. Жирнова «Брак и свадьба русских горожан» (1980 г.), рассказывает о том, как выглядели свадебные торжества в тот период, сочетая уходящие традиции и новые советские реалии.

Знакомство семей и сватовство

Решение вступить в брак в первую очередь означало необходимость познакомить семьи. Этот процесс, известный как «сватовство», включал в себя все предсвадебные хлопоты и обсуждения. Если родители жениха и невесты жили в разных городах, что было характерно для студентов или военнослужащих, то знакомство «сватьев» часто происходило буквально накануне свадьбы.

Когда же семьи жили в одном городе, они стремились встретиться как можно раньше, чтобы обсудить детали торжества и будущий быт молодой пары. Интересно, что многие термины родства, такие как «сватья», «зять», «невестка», «свекровь», пришедшие из деревенского уклада, сохранились и активно использовались, демонстрируя живучесть традиционных семейных связей.

Уход религиозных обрядов

Долгое время венчание в церкви было обязательной частью бракосочетания. Однако к 1970-м годам влияние религии значительно ослабло, и религиозные элементы почти полностью исчезли из свадебных обрядов большинства горожан. Те, кто всё же сочетался браком в церкви, часто делали это не по личной вере, а чтобы угодить старшим родственникам — родителям или бабушкам с дедушками, которые тайком могли благословить молодых иконой.

Утратила своё сакральное значение и свадебная одежда. Костюмы и платья стали рассматриваться с практической точки зрения: их можно было взять напрокат в бюро добрых услуг или продать после торжества как ненужные.

Приданое и обустройство быта

К этому времени старомодный торг о приданом, столь важный в прошлом, уже отошёл в прошлое. Тем не менее, родители старались помочь детям обустроить быт. Семья невесты обычно приобретала личные вещи и постельное бельё, а семья жениха брала на себя расходы, связанные с организацией праздника. Кроме того, родственники с обеих сторон часто совместно покупали для молодожёнов крупные предметы обстановки: мебель, холодильник или телевизор. Этот набор вещей и называли «приданым», хотя исторически это был скорее бытовой лексикон новой эпохи.

Жилищный вопрос

Одним из самых острых оставался вопрос о том, где будет жить новая семья. В идеале родители старались помочь снять или даже купить отдельную квартиру или комнату. Однако такая возможность была далеко не у всех. Часто, отступая от традиции, по которой жена переезжала в дом мужа, молодая пара селилась у родителей жениха — у свекрови.

Подготовка к торжеству: споры поколений

Организация свадьбы нередко становилась полем битвы между поколениями. Родители хотели соблюсти множество обычаев, которые молодым казались устаревшими. Жених и невеста же мечтали отметить день как личный праздник в кругу друзей-сверстников. Иногда молодые даже старались ограничить участие родителей в планировании. Если же кто-то из родителей жил в деревне, свадьбу часто справляли там, руководствуясь принципами: «Там родня, куда же от неё!» или «В деревне веселее и проще».

Такие современные традиции, как девичник, в 70-е были редкостью, а мальчишников практически не существовало. Местом для застолья чаще всего выбирали квартиру жениха, невесты или родственников, а также общежития. Несмотря на тесноту, количество гостей от этого не сокращалось. К этому времени уже появилась возможность отметить событие в кафе или ресторане, но тогда список приглашённых строго контролировали, чтобы уложиться в бюджет.

Свадебные наряды и образы

Внешнему виду молодожёнов уделяли большое внимание, и они традиционно выделялись среди гостей. Фата оставалась почти обязательным атрибутом невесты. В моде были короткие модели, украшенные цветами и бусинами. Из-за скудного выбора в магазинах многие невесты, особенно студентки, шили фаты самостоятельно. В некоторых учебных заведениях, например в Ельце, даже проводили конкурсы на лучшую самодельную фату.

Образ дополняли изящные туфли, перчатки и украшения для причёски. Жених обычно надевал тёмный костюм, светлую рубашку и лаковые туфли, а в нагрудный карман иногда вставляли белый или красный цветок.

Кольца и комсомольские свадьбы

Обручальные кольца чаще всего покупал жених или его родители. Обмен кольцами происходил во время регистрации в ЗАГСе. Отдельным явлением эпохи были так называемые «комсомольские свадьбы», которые организовывало и финансировало предприятие или учреждение. Несмотря на кажущуюся выгоду, главным недостатком было полное подчинение сценарию, разработанному «сверху». Молодожёны, имея свои представления о празднике, часто были вынуждены устраивать дополнительное, уже своё торжество.

Главный день: от ЗАГСа до застолья

Центральными событиями свадебного дня, как и сейчас, были регистрация брака и последующее застолье. К 70-м годам в СССР набирала популярность торжественная регистрация, хотя не во всех городах для этого хватало ни оборудования, ни подготовленных кадров.

После ЗАГСа молодых и гостей ждал «свадебный поезд» — кортеж из нескольких такси, украшенных лентами и цветами. Первую машину занимали жених с невестой. Традицией стал круговой объезд центра города с обязательным посещением мемориалов и возложением цветов к Вечному огню. В некоторых местах существовал обычай проезжать «семь мостов на счастье». После этого компания выпивала шампанское за молодых и отправлялась на место пиршества.

Встреча молодых и свадебный пир

На пороге дома или ресторана молодых встречали родители с хлебом-солью — этот обряд называли «благословением», хотя религиозного подтекста он уже не нёс. Была и забавная традиция: родители встречали молодых с тортом и солонкой, отрезали кусочек, посыпали солью и заставляли съесть, что всегда вызывало смех и шутки. Считалось, что это символизирует готовность делить и радость, и горе.

Затем следовали поздравления и вручение подарков. К 70-м годам стала популярной практика дарить деньги вместо конкретных вещей, что обычно одобряли сами молодожёны. Столы ставили буквой «П», в центре сидели жених и невеста. Рядом с ними размещали две бутылки шампанского, перевязанные красной лентой, — их открывали только на второй день.

Меню включало традиционные блюда: целую курицу, холодец, заливную рыбу, салаты. На десерт подавали торт, который иногда пекли сами, но чаще заказывали. Интересно, что в подготовке угощения нередко участвовали даже неприглашённые соседи. На столе могло быть несколько тортов: «каланча» или «торт молодых» от родителей и «разгоночный торт», символизировавший окончание праздника.

Музыка, танцы и завершение праздника

Торжество не обходилось без музыки и песен. Исполняли популярные лирические песни из кино, романсы, часто пели хором военные и патриотические композиции. Танцы занимали важное место, и открывал их традиционный вальс молодых. Гулянье обычно заканчивалось около полуночи, после чего новобрачные удалялись.

Послесвадебные обычаи

Свадьба могла длиться два-три дня. На второй день существовал обряд «бужения молодых» с шумным «битьём горшков» (вместо которых использовали старую посуду). Другой обычай был направлен на символическое укрепление брачных уз: развязывали ленту со свадебных бутылок шампанского, после чего муж трижды целовал жену.

В деревнях был популярен шуточный обряд «рубить баню», где ряженые изображали строительство бани для молодых, а невеста откупалась от них платками или мелочью. Также проводили испытание для молодой жены — «подметание пола», во время которого гости бросали на пол деньги, а она их подметала и забирала себе.

#свадьба #ссср #советскийсоюз #назадвпрошлое #история #женихиневеста #традиции #обряды #свадеба70ых

Больше интересных статей здесь: Свадьба.

Источник статьи: «Свадебный поезд» и «разгоночный торт». Свадьба ссср в 70-ых годах.