«Свадебный поезд» и «разгоночный торт». Свадьба ссср в 70-ых годах

Свадьба - особенное торжество для каждой семьи. И на протяжении многих лет соблюдаются те или иные традиции. В этой статье узнаем, как же проходили свадьбы в 70-х годах, основываясь на данных книги - Жирнов Г.М. - Брак и свадьба русских горожан. 1980 год.

Знакомство

Когда молодые люди решались вступить в брак, то первым делом сообщали об этом своим семьям. И такое событие называли термином - «сватовство». Что в целом включало в себя различные предсвадебные хлопоты.

В случае когда родители брачующихся проживали в разных городах, особенно такое характерно было для студентов и военнослужащих, само знакомство «сватьев» происходило накануне или даже в день свадьбы.

Ну а те, чьи семьи оказались в одном городе, узнав о намерении сына или дочери бракосочетаться, стремились как можно раньше встретиться друг с другом, чтобы поближе познакомиться и обсудить дела, касающиеся подготовки, проведения свадебного торжества и устройства будущей жизни молодожёнов.

Интересно отметить, что термины «сватья» («сват»), «зять», «невестка» («сноха»), «свекровь», «золовка», «деверь» оказались жизнестойкими и сохранились и по настоящее время. Хотя сама история их возникновения пришла в города из деревень столетия назад.

Религиозный культ

На протяжении долгого исторического периода, венчание и православно-церковный культ был основополагающим при вступлении молодых в брак. Но к 70-ым годам, в связи с ослаблением влиянием церкви, религиозно-культовые элементы из свадебных обрядов практически сошли на нет в самых широких слоях населения.

А многие бракосочетающиеся, кто наряду с гражданской регистрацией брака, всё-таки проводил обряд венчания в церкви или дома, отмечали, что делали это ради своих близких.

Так, не желая огорчать родителей, бабушек или дедушек, молодожёны уступали им и разрешали «потихоньку», без широкой огласки, выполнять над собой такие религиозно-обрядовые действия, как благословение иконой, перекрещивание и т. п.

Вместе с тем пропала и религиозно-культовая функция брачной одежды жениха и невесты. Об этом свидетельствуют такие факты, как то, что одежду новобрачных из практических соображений можно было взять напрокат в бюро добрых услуг или продать, как ненужную, после свадьбы.

Приданое молодым

В период, о котором идёт речь, уже сам факт как торг, обсуждения, споры и решающая важность приданного сошли на нет. Но всё же, как правило, без него дочку или сына родители старались не оставлять.

Так мать невесты, да и сама девушка старались купить всё необходимое из личных вещей и постельных принадлежностей. А родители жениха в свою очередь, обеспечить сына необходимыми для праздника вещами.

Кроме того, семьи и ближайшие родственники бракосочетающихся, заранее обсудив, приобретали необходимые предметы быта для дома. Это мог быть и холодильник, и мебель, и телевизор. Всё это как раз и являлось «приданным молодым», хотя с исторической точки зрения, скорее являлось бытовым лексиконом.

А где собственно жить-то будут

Не менее сложный и важный вопрос на предсвадебном этапе занимал вопрос с определением места будущего жительства молодых.

Зачастую, основываясь на желаниях детей, родители старались приобрести или помочь снять отдельную квартиру(комнату).

Но конечно такое позволить могли себе далеко не многие. Тогда, отступаясь от прежних традиций, по которым девушка переезжала в семью мужа, чаще всего новоиспечённая семья перебиралась жить в дом свекрови.

Предсвадебные хлопоты

Организационные расходы на торжество, с планированием дня свадьбы и местом проведение праздника, часто сталкивала лбами разное поколение.

Так, родители хотели соблюсти многие обычаи и обряды, которые для жениха и невесты казались устаревшими и мало необходимыми. Новобрачные предпочли бы отметить свадебное торжество в кругу своих сверстников, считая его сугубо личным праздником. Потому, некоторые старались держать своих близких подальше от планирования важного дня молодых.

Следует сказать, что в том случае, когда у молодых людей, вступающих в брак, или у одного из них родители жили в ближайших сёлах, справлять свадьбу нередко ехали туда. При выяснении причин подобного обычая, многие говорили: «Здесь друзья, а там родня, куда же от неё!», «В деревне-то оно веселее, проще, места, да и гульбы больше» или «Родителей обижать не хотели.»

Девичники, которые популярны в настоящее время, в 70-х годах практически отсутствовали. А мальчишников не было вовсе.

Местом проведения брачного веселья обычно выбирали либо дом жениха, либо дом невесты, а также иногда застолье проводили у родственников, друзей или в общежитие. Такие, казалось бы, тесные помещения, на удивление совершенно не влияли на сокращение количества гостей.

К 70-ых годам сфера обслуживания позволяла советским гражданам сделать выбор в сторону кафе, столовой или ресторана. И, как правило, именно в таком случае количество коллег, друзей и родственников контролировали, чтобы не переплачивать.

Свадебные наряды

Что касается свадебных нарядов, то и в 70-ые годы им уделяли особое внимание. Традиционно жених и невеста были демонстративно выделены среди участников церемонии.

Фата была практически обязательным атрибутом. В моде были укороченные, не касающиеся плеч, украшенные цветами и бусинками. Несмотря на то что её можно было купить, фату часто шила сама невеста, считая, что в магазине новобрачных нет красивых вариантов. Особенно это было распространено в студенческой среде.

В Ельце, в общежитии железнодорожного техникума устраивались даже конкурсы на лучшую фату, сшитую самой невестой.

Некоторые украшали причёску искусственными цветами и надевали перчатки. Свадебный образ не обходился без изящных туфель.

Наряд жениха был традиционен - тёмных оттенков костюм, светлая рубашка и лаковые туфли. В кармашек пиджака жениху иногда клали белый или красный цветок.

Обручальные кольца

Чаще всего кольца покупал жених или его родители. Новобрачные обменивались ими при регистрации брака в ЗАГСе, традиционно вкладывая в них символ супружеского союза.

Комсомольская свадьба

Стоит не забыть отметить и такой вид торжества, при котором все хозяйственные и финансовые трудности возлагались на общественное предприятие.

Несмотря на казалось бы очевидную выгоду, главным минусом такой свадьбы являлось полное доминирование, в котором ключевая роль выбора меню, распорядка дня, подарков и так далее, возлагалась на предприятие. А жених и невеста, имея собственные представления о свадьбе и традициях, были вынуждены устраивать дополнительный день торжества, чтобы воплотить задуманное.

День свадьбы

Главной традицией, практически на каждой свадьбе, было застолье, которое старались отмечать в день регистрации брака.

Обратите внимание: Свадьба моей мечты.

В то время, да как и в нынешние, два этих момента являлись практически основными в этот особенный день.

Уже в 70-ых годах началась основная волна браков в торжественной обстановке. Правда в СССР не во всех городах была такая возможность. Где-то отсутствовало специальное техническое оборудование и оформление помещения, а где-то наблюдалась нехватка специально подготовленных работников, достаточно хорошо владеющих знаниями и навыками, необходимыми для проведения такого вида заключения брака.

Свадебная свита, которая приезжала в ЗАГС, состояла из гостей, «провожатых»(свидетелей»дружка» и «подружка»), «младших провожатых/помощников» (дети до 16 лет, которые помогали и участвовали в брачной процессии).

Путь молодым после ЗАГСа до «свадебного поезда» было принято устилать цветами. (поезд состоял из нескольких легковых такси, сопровождаемых иногда эскортом мотоциклистов. В первую машину, украшенную цветами и лентами, садились жених и невеста, в других размещались «поезжане» (свадебные гости).

В связи с усилением значения торжественной части дня свадьба, в традицию вошёл круговой объезд центральных улиц города. Такая прогулка также включала в себя посещение мемориалов павшим воинам и возложение новобрачными цветов к Вечному огню.

Во многих городах и даже сёлах, одной из традиций стал обязательный переезд «свадебным поездом «семи мостов на счастье молодым». Затем, согласно сложившимся обычаем, все участники церемонии поздравляли новобрачных и выпивали в их честь бутылку шампанского. После этого все отправлялись в обратный путь, к месту свадебного пиршества.

В месте проведения застолья молодых чаще всего встречали с хлебом и солью. Такой обряд назывался - «благословение молодых». Хотя никаких религиозных действий в то время уже не делали.

Некоторые родители встречали жениха и невесту, держа в руках торт и маленькую солонку. Как только молодые входили, родители отрезали кусочек торта, посыпали его солью и заставляли новобрачных его съесть. Это всегда сопровождается смехом и шутками собравшихся. После того как молодые съедали кусочек посоленного торта, родители соединяли их руки и поздравляли с законным браком. Как говорится - и в горе и в радости вместе.

После встречи начинались поздравления от гостей. И где-то подарки дарили публично в руки, а на каких-то свадьбах было отдельное место, куду их складывали в одну кучу.

К 70-ым годам появилась традиция преподносить некоторую денежную сумму, вместо подарка. Такой обычай очень положительно воспринимали жених и невеста.

Столы старались ставить в форме буквы П, где на центральные места сажали молодых. Туда же ставили 2 бутылки шампанского, связанные красной лентой, которые открывали лишь на второй день после свадьбы.

Рядом с невестой за свадебный стол садились родители жениха, а рядом с ним — родители невесты.

Что касается свадебной пищи застолья. Предпочтение отдавали курице, которую варили или жарили целиком, а также был холодец, заливная рыба, всевозможные салаты и так далее. А на десерт подавали торт, который иногда пекла сама невеста или её родители, правда чаще всего сладкое заказывали в кондитерских.

Соседи, которые не были даже приглашены на свадьбу, часто принимали участие в заготовке блюд на застолье.

На некоторых свадьбах можно было наблюдать несколько видом тортов: «каланча»/ «торт молодых»(дарили такой торт сообща родители), «разгоночный торт» (символизировал окончание свадебного торжества).

Конечно же, торжество не обходилась без песен. Характер музыки во многом зависел от интересов и личных вкусов собравшихся на свадьбу гостей. Чаще всего играли современные в то время лирические песни театра и кино, иногда и исполняли соло под гитару, романсы и песни русских и иностранных композиторов. Особенно любили петь хором широко известные песни о граж­данской и Великой Отечественной войне, Исполняли также немало песен о мире и родине.

Танцы, пляски занимали большое место в свадебном веселье. А открывались они с исполнения новобрачными вальса молодых.

Шум и гам заканчивался к 12 ночи. После чего новобрачные удалялись в свою комнату.

Послесвадебные обычаи и обряды.

В советские годы, свадебное веселье могло длиться два-три дня. Поэтому существовал такой обряд - «бужение моло­дых» с «битьём горшков». Правда, вместо горшков использовали старые тарелки и чашки.

Вместе с тем во всех группах городского населения довольно широко бытовал другой обычай, направленный также на укрепление связи молодых и символизирующий акт их первого брачного единения. Заключался он в следующем: праздничное застолье второго дня начинали с того, что дружка или любой женатый мужчина, весельчак и балагур, с шутками и присказками развязывал красную ленту, скреплявшую в начале свадьбы две бутылки шампанского, и вручал молодому супругу, после чего новобрачный трижды целовал свою молодую.

Ещё один обычай, чаще всего проводили в деревнях, - «рубить баню». Нарядившиеся мужчина и женщина брали веник, мочалку, топор, изображая, что строят баню и сейчас будут мыть молодых. Молодая, откупаясь от них, дарила им платки или бросала денежную мелочь.

Не менее широкую популярность имел обычай с испытанием терпения и трудолюбия молодой - «подметание пола». Так, собравшиеся гости демонстративно громко укоряли молодую в том, что в комнате много сору, и требовали мести пол. По мере того как молодая убирала пол, гости бросали ей деньги, которые новобрачная забирала себе.

#свадьба #ссср #советскийсоюз #назадвпрошлое #история #женихиневеста #традиции #обряды #свадеба70ых

Больше интересных статей здесь: Свадьба.

Источник статьи: «Свадебный поезд» и «разгоночный торт». Свадьба ссср в 70-ых годах.

Написать комментарий